На вопросы о том, как защитить свою собственность на территории Крыма,
юристу сейчас отвечать нелегко: ситуация давно вышла за правовые рамки.
Тем не менее, клиентам необходима практическая помощь юриста – в ней
нуждаются компании из Украины, России, Европы, США и других государств.
Уже проводились мозговые штурмы и появились практические наработки. При этом данная работа требует дистанцироваться от политики, от собственной гражданской позиции. Дистанцироваться, но не отказаться или преступить.
Даже сугубо с правовой точки зрения четких ответов и советов на данный момент быть не может. Оккупация Крыма пока что с трудом может найти свое место в координатах международного права. Но и на прикладном уровне, который наиболее важен как бизнесу, так и отдельным гражданам, ситуация не проще. Вопросы, которые возникают, касаются практически всех сфер:
- Чье законодательство применяется в Крыму: России или Украины?
- Каков статус у компаний, находящихся в Крыму? Как могут/должны работать украинские компании в Крыму?
- Чья разрешительная система будет функционировать в отношении операций в Крыму, и как именно?
Особенно важным вопрос будет для регулируемых юрлиц, банков, страховых компаний, телекоммуникационного сектора, добывающих компаний и т.д.
- Каков статус имущества, находящегося в Крыму, и нужно ли перерегистрировать права на недвижимость?
- Кому платить налоги, и какие именно? Будет ли для крымских компаний возмещение НДС, можно ли признать расходы прошлых периодов, зачесть налог на прибыль, уплаченный авансом?
- Как будет функционировать финансовая/банковская система? Каковы будут правила по расчетам и валютное регулирование?
- Что будет с договорами, заключенным с компаниями из Крыма или относительно операций/имущества в Крыму?
- Есть ли возможность вернуть заемные средства, выданные крымскому предприятию или физическому лицу, и будут ли действовать залоги и иные обеспечения?
- Будут ли имевшие место события считаться форс-мажором или существенным изменением обстоятельств для целей существующих обязательств?
- Как будут функционировать суды?
- Каков таможенный режим в отношении Крыма?
Подобный перечень представляет собой лишь малую толику вопросов, которые уже приходилось если не решать, то обсуждать с клиентами. Большинство из них пока что находятся в правовом вакууме.
Заполнить эти пробелы должно будет специальное законодательство – как Украины, так и России. В первом случае речь будет идти об установлении специального режима функционирования в Крыму, например, по одной из версий – как на оккупированной территории. Такой режим должен быть установлен в разрезе наиболее насущных вопросов, в т.ч. упомянутых выше.
В России же, очевидно, будут приниматься акты, направленные на распространение российского правового режима на территорию Крыма, вероятно, со специальными переходными правилами. Речь будет идти о перерегистрации юрлиц, недвижимости, объектов интеллектуальной собственности, получении новых разрешений и т.д.
Конфликтные режимы
Сказать, что такие правовые режимы будут между собой конфликтовать, было бы даже приуменьшением. С большой вероятностью два государства в ближайшее время не придут на международном уровне к какому-либо соглашению. На практике это означает, что бизнесу и гражданам будет непросто подчиняться двум законам одновременно, и, возможно, придется делать выбор (во многом нелегкий или даже незаконный с точки зрения «невыбранного» законодательства).
К сожалению, в возникшей ситуации право и законодательство одного государства могут помочь только в рамках этого государства и в той мере, в которой государство может обеспечить применение своего законодательства на конкретной территории.
В условиях такой неопределенности давать практические советы – дело неблагодарное, но необходимое. Универсальных решений быть не может, а уже принятые, вероятно, понадобится менять на ходу.
В условиях такой неопределенности давать практические советы – дело неблагодарное, но необходимое. Универсальных решений быть не может, а уже принятые, вероятно, понадобится менять на ходу.
Прежде всего важно определиться, какими проблемами чревата ситуация для конкретного бизнеса или лично человека и его активов. Есть ли возможность и целесообразность решить проблему «внеправовыми методами», например, вывезти имущество, перевести денежные средства, переместить операции/деятельность.
Там, где это невозможно, придется занять выжидательную позицию – до тех пор, когда будут приняты соответствующие правила и появятся разъяснения регуляторов. Например, если речь идет об объектах, подлежащих регистрации, на данный момент они будут оставаться зарегистрированными, но в будущем может появиться (вынужденная) необходимость их перерегистрации.
Там, где речь идет о сугубо крымском бизнесе/имуществе в Крыму, вероятно, придется соблюдать те правила, что фактически будут применяться/признаваться на его территории. Тут перед многими может возникнуть необходимость сложного «патриотического» выбора – в каком правовом поле работать и правилам какого государства подчиняться.
Во многом это будет зависеть от того, идет ли речь о компании, зарегистрированной на территории Крыма, об украинской компании, зарегистрированной на другой территории, но ведущей деятельность на территории Крыма или имеющей там имущество, или об иностранных компаниях, в том числе российских.
Уже проводились мозговые штурмы и появились практические наработки. При этом данная работа требует дистанцироваться от политики, от собственной гражданской позиции. Дистанцироваться, но не отказаться или преступить.
Даже сугубо с правовой точки зрения четких ответов и советов на данный момент быть не может. Оккупация Крыма пока что с трудом может найти свое место в координатах международного права. Но и на прикладном уровне, который наиболее важен как бизнесу, так и отдельным гражданам, ситуация не проще. Вопросы, которые возникают, касаются практически всех сфер:
- Чье законодательство применяется в Крыму: России или Украины?
- Каков статус у компаний, находящихся в Крыму? Как могут/должны работать украинские компании в Крыму?
- Чья разрешительная система будет функционировать в отношении операций в Крыму, и как именно?
Особенно важным вопрос будет для регулируемых юрлиц, банков, страховых компаний, телекоммуникационного сектора, добывающих компаний и т.д.
- Каков статус имущества, находящегося в Крыму, и нужно ли перерегистрировать права на недвижимость?
- Кому платить налоги, и какие именно? Будет ли для крымских компаний возмещение НДС, можно ли признать расходы прошлых периодов, зачесть налог на прибыль, уплаченный авансом?
- Как будет функционировать финансовая/банковская система? Каковы будут правила по расчетам и валютное регулирование?
- Что будет с договорами, заключенным с компаниями из Крыма или относительно операций/имущества в Крыму?
- Есть ли возможность вернуть заемные средства, выданные крымскому предприятию или физическому лицу, и будут ли действовать залоги и иные обеспечения?
- Будут ли имевшие место события считаться форс-мажором или существенным изменением обстоятельств для целей существующих обязательств?
- Как будут функционировать суды?
- Каков таможенный режим в отношении Крыма?
Подобный перечень представляет собой лишь малую толику вопросов, которые уже приходилось если не решать, то обсуждать с клиентами. Большинство из них пока что находятся в правовом вакууме.
Заполнить эти пробелы должно будет специальное законодательство – как Украины, так и России. В первом случае речь будет идти об установлении специального режима функционирования в Крыму, например, по одной из версий – как на оккупированной территории. Такой режим должен быть установлен в разрезе наиболее насущных вопросов, в т.ч. упомянутых выше.
В России же, очевидно, будут приниматься акты, направленные на распространение российского правового режима на территорию Крыма, вероятно, со специальными переходными правилами. Речь будет идти о перерегистрации юрлиц, недвижимости, объектов интеллектуальной собственности, получении новых разрешений и т.д.
Конфликтные режимы
Сказать, что такие правовые режимы будут между собой конфликтовать, было бы даже приуменьшением. С большой вероятностью два государства в ближайшее время не придут на международном уровне к какому-либо соглашению. На практике это означает, что бизнесу и гражданам будет непросто подчиняться двум законам одновременно, и, возможно, придется делать выбор (во многом нелегкий или даже незаконный с точки зрения «невыбранного» законодательства).
К сожалению, в возникшей ситуации право и законодательство одного государства могут помочь только в рамках этого государства и в той мере, в которой государство может обеспечить применение своего законодательства на конкретной территории.
В условиях такой неопределенности давать практические советы – дело неблагодарное, но необходимое. Универсальных решений быть не может, а уже принятые, вероятно, понадобится менять на ходу.
В условиях такой неопределенности давать практические советы – дело неблагодарное, но необходимое. Универсальных решений быть не может, а уже принятые, вероятно, понадобится менять на ходу.
Прежде всего важно определиться, какими проблемами чревата ситуация для конкретного бизнеса или лично человека и его активов. Есть ли возможность и целесообразность решить проблему «внеправовыми методами», например, вывезти имущество, перевести денежные средства, переместить операции/деятельность.
Там, где это невозможно, придется занять выжидательную позицию – до тех пор, когда будут приняты соответствующие правила и появятся разъяснения регуляторов. Например, если речь идет об объектах, подлежащих регистрации, на данный момент они будут оставаться зарегистрированными, но в будущем может появиться (вынужденная) необходимость их перерегистрации.
Там, где речь идет о сугубо крымском бизнесе/имуществе в Крыму, вероятно, придется соблюдать те правила, что фактически будут применяться/признаваться на его территории. Тут перед многими может возникнуть необходимость сложного «патриотического» выбора – в каком правовом поле работать и правилам какого государства подчиняться.
Во многом это будет зависеть от того, идет ли речь о компании, зарегистрированной на территории Крыма, об украинской компании, зарегистрированной на другой территории, но ведущей деятельность на территории Крыма или имеющей там имущество, или об иностранных компаниях, в том числе российских.
Комментариев нет:
Отправить комментарий