В последнее время стало очевидным: в украинской власти нет людей, способных оценивать весь комплекс проблем и находить комплексные решения. Отдельные интеллектуалы не в счет. Их мнение редко учитывается при формулировании государственной политики. И очень зря.
Именно узость мышления вынуждает затрачивать массу усилий на борьбу с последствиями, а не с причинами.
И это не идет на пользу Украине. А сегодня, как никогда, нужно видеть взаимосвязи. Причем не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Иначе новая угроза станет такой же неожиданностью, как и все предыдущие.
Новая угроза называется «безработица». По состоянию на конец первого квартала 2015 года, по официальным данным, уровень безработицы в Украине составлял 2%. Но на самом деле, при подсчетах по методологии Международной организации труда, он впятеро больше, и колеблется на уровне 10%.
А 10-12% – это уже критический порог. Превышение этого предела влечет за собой социальные потрясения даже в мирных и благополучных странах. Из последних примеров – массовые акции безработных против экономической политики правительства в относительно благополучной Италии в конце прошлого года или продолжающиеся «тарифные майданы» в Армении.
В среднем ежегодно, начиная с конца 2013 года, количество безработных украинцев увеличивается на 250-270 тысяч. Если текущая ситуация не изменится, то к концу года армия безработных составит 2,3 млн человек. Плюс 1,6 млн членов их семей. Почти 4 млн украинцев.
Что касается размера пособия по безработице, то он не решает проблему социальной защиты. Во-первых, по состоянию на конец марта в Украине его получали всего 402 500 из более чем 2 млн безработных. И во-вторых, минимальный размер пособия по безработице сейчас составляет всего 544 гривны в месяц, и в этом году повышаться не будет. Средний размер пособия в марте равнялся 1288 гривен в месяц.
Какие угрозы это порождает?
Первая – угроза национальной безопасности. Не нашедшие себе применения в мирном труде миллионы людей – это кадровый резерв для незаконных вооруженных формирований. Выведем за скобки политические предпочтения, и просто примем как факт: доведенный до крайней степени отчаяния человек готов пойти на «работу» в составе то ли боевых отрядов ДНР-ЛНР, то ли военизированных частей, не имеющих официального статуса на украинской стороне (ОУН, «Правый сектор», ряд добровольческих батальонов и др.). И в том, и в другом случае мирный гражданин выпадает из легального экономического пространства и перетекает в жестокий мир военного «бизнеса».
Вторая – угроза консервации недееспособной политической системы. Безработные, как и прочие социально незащищенные граждане, традиционно являются электоральной базой политиков-популистов. А популисты всегда лоббируют решения в интересах своего электората. То есть, направляют ресурсы страны на проедание, а не на развитие. В случае усиления популистов, перспектива когда-то вырваться из замкнутого круга и наконец-то провести необходимые реформы, включая самые непопулярные, становится сомнительной. Пример – Греция, в которой на нескольких выборах подряд побеждали популисты, приведшие страну к дефолту.
Третья – это очевидная в таких случаях угроза социально-экономической напряженности и, как следствие, ухудшение криминогенной ситуации, рост уличной преступности. В нынешних условиях добавьте к этому множество возможностей разжиться оружием (военный конфликт насытил черный рынок) и слабую правоохранительную систему.
К тому же давайте не забывать, что:
- значительную часть безработных составляют переселенцы из
Донбасса и Крыма. Если они, уже пораженные в политических правах (а ВПЛ
не смогли проголосовать на парламентских и не будут голосовать на
местных выборах), будут дискриминированы еще и в экономическом
отношении, то Украина вместо людей, доказавших свою лояльность переездом
на украинскую территорию, получит полтора миллиона негативно
настроенных к действующей власти граждан;
- в нашем обществе есть и пока неучтенная скрытая безработица,
то есть масса работников, переведенных на сокращенный рабочий день,
«голую» ставку без надбавок, трехдневную рабочую неделю и т.д.
Только после осознания всего комплекса проблем можно пытаться находить пути их решения. И рецепты преодоления безработицы уже сформулированы, и даже опробованы.
Один из них – сделать приоритетом в государственной экономической политике развитие малого и среднего бизнеса.
Традиционно ему уделялось не слишком много внимания, поскольку сегмент МСБ дает в Украине всего 7% ВВП.
Но в нашем случае важно другое: малый и средний бизнес сегодня трудоустраивает 60% занятого населения. И ключевым вопросом здесь должна быть не финансовая отдача для бюджета (хотя с разрастанием этого сегмента она тоже повысится), но возможность избежать социальных потрясений, дав людям работу.
В истории немало примеров, когда именно так развитые страны преодолевали последствия глубоких кризисов или предотвращали их.
Например, в США именно малый и средний бизнес стал драйвером преодоления Великой Депрессии. Именно тогда начали действовать первые программы по поддержке бизнеса, облегчению доступа к дешевым кредитным ресурсам, упрощению регистрации и сокращению бюрократических процедур. А широко известное массовое строительство безработными дорог было просто временной стабилизационной мерой.
С 1953 года в Соединенных Штатах действует агентство по развитию малого и среднего бизнеса. Агентство взяло на себя функции консультационной поддержки начинающих бизнесменов. В некоторых сегментах эта практика сохраняется до сих пор. Так, американский бизнес на государственных грантах участвовал в восстановлении экономики некоторых стран Ближнего Востока в сферах энергетики и экспорта энергосберегающих технологий.
В Британии этим занимаются частные благотворительные фонды, принадлежащие королевской семье. Например, фонд принца Чарльза. Такие фонды делают ровно то же, что делает американское государственное агентство: открывает молодым бизнесменам доступ к консультативной поддержке – от составления бизнес-плана до рекомендаций по вложению уже собственной прибыли – и доступ к дешевым финансовым ресурсам (в виде грантов или низкопроцентных кредитов).
Украина вольна выбирать любой путь. То ли пригласить соответствующие международные институции, то ли, по американскому образцу, развивать ключевой в смысле спасения страны от безработицы сегмент национальной экономики за счет собственных ресурсов государства.
Путей много. Но решение надо принимать быстро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий