Сегодня соучредитель R&D‑студии решений для b2b‑рынка Trade Hub Евгений Саранцов практически полностью избавился от долгов. Бывший руководитель департамента развития группы компаний по производству хлебобулочных изделий «Хлебодар» сумел найти средство, чтобы излечиться от синдрома топ‑менеджера и стать бизнесменом. Но прежде он закрыл три из четырех бизнес‑проектов. Приобретение ценного опыта обошлось бизнесмену в десятки тысяч долларов, выброшенных на ветер. «Работать топ‑менеджером – это роскошь, за которую платишь свободой», – убежден Саранцов.
Опыт, сын ошибок трудных
В «Хлебодаре» Саранцов успешно внедрял крупные и дорогие проекты, а результаты могли удвоить прибыль компании. Например, построение одного только высокотехнологичного контакт‑центра по приему заявок позволило увеличить EBITDA на 30%. Ежедневно приходилось обрабатывать до 4000 заявок, и от качества этого процесса напрямую зависели финансовые показатели. «Когда в 2012 году я принял решение стать предпринимателем и создать собственный бизнес, я рассчитывал на свой опыт топ‑менеджера», – вспоминает Саранцов. Впоследствии эта уверенность сыграла с ним злую шутку.
На волне достигнутых успехов в качестве наемного сотрудника предприниматель начал бизнес с открытия офиса в столичном двухэтажном здании на Большой Житомирской в районе Пейзажной аллеи. Привычки топ‑менеджера заставляли отдавать дань образу, а не вести прагматичные расчеты. Штат вновь образованной продуктовой IT‑компании DiTCom включал трех топ‑менеджеров, двух программистов, команду поддержки клиентов из пяти человек, бухгалтера и юриста. Предполагалось, что одновременно будет идти работа над четырьмя проектами: сервисом по визуализации данных, биржей социальных постов, сервисом микрокредитования под залог зарплаты и b2b‑платформой закупок онлайн (zakupki‑online.com).
Впоследствии только zakupki‑online стали действительно успешным проектом. В конце 2014 года проект приобрел за 10 млн гривен один из самых больших торговых онлайн‑центров prom.ua (входит в польскую Allegro Group из состава концерна Naspers), Саранцов остался в числе акционеров. Однако удачной сделке предшествовал очень сложный период: остальные три проекта оказались провальными, и выручка составляла примерно пятую часть от общей суммы затрат на аренду офиса в историческом центре Киева и зарплат сотрудников.
Сервис визуализации данных не стал успешным, так как компании боялись выкладывать управленческую отчетность в интернет. Биржа постов в социальных сетях развеяла миф о том, что они могут быть хорошей рекламой. Микрокредитование не вытянули, поскольку не удалось найти банк‑партнер и на его основе развернуть платформу.
«В тот момент я начал жертвовать своим комфортом и личными средствами, чтобы оплачивать работу компании, – рассказывает Саранцов. – Я не мог себе позволить облажаться, тогда для меня это было слишком важно». Так предприниматель попал в плен своей команды и остался с крупными долгами. Ключевой топ‑менеджер ушел работать к конкуренту, позже менеджер поддержки передал конкурентам всю базу клиентов. В результате пришлось потерять еще 70% выручки, предоставляя скидки для удержания клиентов.
Прозрение и перезагрузка
По прошествии двух лет Саранцов многое переосмыслил. «Высокий деловой риск – это когда твои постоянные затраты составляют 80% всех затрат. И как только твоя выручка падает хотя бы на 10%, ты остаешься без штанов», – объясняет предприниматель.
Наряду с затратами к деловому риску также следует относить обязательства, за срыв которых можно получить штрафные санкции, негативный настрой в команде, сорванные сроки, потерю клиентов и ресурсов.
Сейчас Саранцов уверен, что одной из самых важных целей на стадии запуска компании является точка безубыточности – вreak‑еven рoint. Именно по этой причине в новой компании Trade Hub весь деловой риск он делит со своим партнером Витой Кравчук, а все простые функции стремится передавать на фриланс.
Роскошный офис на Большой Житомирской для Trade Hub заменили сервисом компании Regus – она предоставляет услуги виртуальных офисов и приема звонков. Поддержку проекта выполняет компания WinTRADE по модели аутсорсинга. По признанию Саранцова, она единственная согласилась разделить с ним деловой риск в случае, если не будут выполняться основные показатели.
Николай Палиенко, соучредитель и генеральный директор prom.ua, которая приобрела один из четырех проектов Саранцова, согласен с тем, что многие неключевые для бизнеса процессы целесообразно отдавать на аутсорсинг. По его мнению, с этим рано или поздно сталкивается любой бизнес.
«Нанимать людей мы станем только тогда, когда будем точно понимать, сколько нам нужно месяцев, чтобы дойти до точки безубыточности, – говорит соучредитель Trade Hub. – И это должен быть забег на короткую дистанцию, а не прогулка по парку с огромными рисками в руках».
Несмотря на сочетание в новой модели бизнеса Trade Hub аутсорсинга и работы на фрилансе, сам Саранцов считает, что оба направления еще слабо развиты в Украине. Услуги аутсорсинга обходятся дороже по сравнению с наймом персонала и зачастую только увеличивают деловой риск. «На мои вопросы «Что будет, если вы не выполните план?», «Сможет ли чек стать меньше на 30%?» я практически не получал ответа», – жалуется предприниматель. Чтобы минимизировать риск, Палиенко рекомендует постоянно мониторить качество процессов и иметь четко прописанные SLA с подрядчиками. Другое дело, что часто для бизнеса сложно выделить ключевые процессы, и в этом как раз и состоит управленческое искусство.
В свое время соучредитель и генеральный директор DevRain Solutions Александр Краковецкий тоже делал сравнение рисков для бизнеса при передаче части функций на аутсорсинг. Он применим на этапе быстрого роста, но заставить незнакомых между собой людей в разных частях мира действовать в качестве слаженной команды очень сложно. Оптимальными по соотношению между ценой, качеством и рисками Краковецкий все же считает студии или крупные аутсорсинговые и аутстаффинговые компании. Они могут обеспечить ротацию сотрудников при реализации комплексных проектов.
Опасная ловушка
Ошибки на этапе становления DiTCom обходились Саранцову примерно в $25 000 в месяц. Все потому, что опыт работы в большой компании, как правило, губителен для предпринимательства, полагает он. В бизнесе действуют другие законы: когда работаешь топ‑менеджером, больше думаешь о макроэкономике и практически не зависишь от микроэкономики. В своем бизнесе каждая ошибка ощущается очень болезненно.
В итоге Саранцов осознал, что капитализм по своей сути безжалостная и циничная вещь. Теперь он так напутствует начинающих коллег по цеху: «Общественный договор с командой – этот тот договор, который ты берешь на себя как лидер и автор проекта. Вы практически становитесь родственниками, в трудные минуты тебе говорят: «Ничего, мы все понимаем, мы можем потерпеть и не получать всю зарплату, потому что верим в тебя!» Вот никогда, слышите, никогда не попадайте в эту ловушку! Приходится предпринимать сверхусилия в надежде спасти «мертвую лошадь» и делать еще больше ошибок, продолжая тянуть ее дальше».
Комментариев нет:
Отправить комментарий