Сможет ли Мадрид противостоять объявлению Каталонской Республики без применения силы? В Барселоне прошли митинги противников сепаратистского «безумия», которое «раскололо» Каталонию, а в понедельник региональные министры начнут работу под контролем из центра, пишут СМИ. На территории бывшего СССР El Pais видит семь проблемных территорий, смотрящих в «каталонское зеркало».
«Испании предстоит решающее испытание ее авторитета в Каталонии: в понедельник министры регионального правительства начнут работу под прямым контролем Мадрида», — сообщает Майкл Стотхард в Financial Times. Некоторые министры сигнализировали, что откажутся признавать директивы испанского правительства о снятии их с должности. Активисты пообещали выйти на улицы, чтобы их защитить, говорится в статье.
«Напряженность в регионе достигла точки кипения в пятницу, после того как каталонский парламент проголосовал за превращение Каталонии в независимую республику. Через несколько часов Мадрид воспользовался исключительными полномочиями, чтобы уволить каталонское правительство, распустить каталонский парламент и взять под контроль каталонские правительственные министерства. Новые региональные выборы будут проведены 21 декабря», — сообщает автор.
«Теперь испанским властям предстоит понять, как приводить в действие собственные решения, не применяя силу, так как это может еще сильнее воспламенить регион», — пишет Стотхард.
Через два дня после того, как региональный парламент провозгласил независимую Каталонскую Республику, на улицы вышли протестовать от 300 тыс. до миллиона человек, пишет спецкорр Le Monde в Барселоне Элеа Помье.
В воскресенье проспект Грасия был заполнен решительной, гневной и ошеломленной толпой с флагами Испании, говорится в статье. В течение нескольких часов там звучал лозунг «Я испанец» — вперемешку с выкриками «Пучдемона в тюрьму!»
Сцементировало людей желание напомнить о своей приверженности Испании — о чем свидетельствует овация толпы при каждом появлении вертолета национальной полиции — а объединил их гнев в отношении каталонской исполнительной власти и ее смещенного президента Карлеса Пучдемона.
По согласованию с Алексом Рамоном, одним их организаторов митинга, который объявил декларацию независимости «незаконной и нелегитимной», «безумием, которое ведет нас в пропасть», митингующие не очень жестко высказывались о Пучдемоне, отмечает автор статьи.
«У этих людей нет мозгов, раз они устроили такое в Каталонии! — возмущается каталонка Карла, андалуска по происхождению, завернутая одновременно в каталонский и испанский флаги. — Они ничего не добьются, все их завоевания — это раскол региона».
Журналистка комментирует: «Возможно, эти люди занимали слишком выжидательную позицию? Они признают, что совершили ошибку, полагая, что весь этот сепаратистский процесс, будучи незаконным в глазах Мадрида, ни к чему не приведет. Многие пришли впервые, признаваясь, что они не думали, что сепаратисты зайдут «так далеко».
Теперь у них появилась надежда на то, что выборы, назначенные Мариано Рахоем на 21 декабря, позволят восстановить «сосуществование».
Каталонский социалист Жозеп Боррель, бывший председатель Европарламента, произнес обличительную речь об «исторической трагедии», устроенной сепаратистами. Его выступление было встречено единодушными аплодисментами, передает журналистка, митингующие хором ему отвечали: «Теперь — да, мы пойдем голосовать».
«У территориальных конфликтов есть одно пагубное свойство — они сами себя подпитывают: чем больше одна из сторон радикализирует свои призывы и позиции, тем больше радикализируется и другая сторона», — пишет обозреватель La Vanguardia Карлес Кастро.
«В итоге это сильно затрудняет взаимопонимание или даже прямо ведет к гражданскому столкновению неопределенного размаха», — пишет автор. «В случае Каталонии результаты соцопросов отражают эту нарастающую самоподпитку. В Испании с 2010 года росла популярность позиции, что нужно «государство без автономий» или «такое, где автономные области имели бы меньшую автономию, чем в данный момент». В Каталонии семь лет назад только 25% респондентов ратовали за независимость Каталонии, сегодня таких — 35%.
По мнению автора, простор для маневров на переговорах будет весьма узким — слишком уж далеки позиции сторон.
«Любая формулировка, которая отражает нечто промежуточное между отделением от Испании и нынешней автономной моделью, будет отвергнута подавляющим большинством электората, выступающего за независимость. Возможно, лишь столкновение с суровой реальностью побудит обе стороны исследовать менее идеологизированные способы, которые более жизнеспособны в политическом отношении», — говорится в статье.
На территории бывшего СССР сегодня насчитывается семь территорий, которые находятся в состоянии конфликта, пишет журналистка El Pais Пилар Бонет.
Четыре из этих конфликтов (Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье) проявились и обострились еще во времена СССР, в разгар перестройки. Остальные три (Крым и самопровозглашенные ДНР и ЛНР) «в 2014 году превратились в международные проблемы в результате политического и военного вмешательства России на Украине», говорится в статье.
«Действующие лица конфликтов на постсоветском пространстве мобилизуются и ищут полезные аналогии», когда в других частях мира «какие-либо общины требуют независимости или расширенной автономии», говорится в статье. «Так, Каталония привлекает неотступное внимание в Киеве, Тбилиси, Сухуми, Цхинвали, Тирасполе и Москве. Во имя целостности государства Грузия и Украина становятся союзниками Мадрида, хотя в другие времена, когда они намеревались получить свободу от Москвы, отождествляли себя с Каталонией», — пишет Бонет.
Если Каталония получит независимость, «процесс распада ЕС примет более серьезный оборот и станет началом «парада суверенитетов» (…), который ослабит ЕС также в экономическом и военном плане — то есть развяжет руки России», — пишет украинский политолог Алексей Голобуцкий.
Автор статьи считает, что Москва «разыгрывает две карты одновременно». «В 2008 году российское руководство предостерегло Запад, что признание государственности Косово станет прецедентом для сотен конфликтных территорий, в том числе Абхазии и Южной Осетии. В августе 2008 года Россия (…) признала государствами эти две бывшие автономные республики Грузии», — говорится в статье.
«Ирония в том, — замечает Бонет, — что Путин пускает в ход упоминания о Косово, оправдывая изменения границ в странах, которые, как Грузия и Украина, не признают государственность этой югославской территории (так в оригинале. — Прим. ред.) именно потому, что хотят избежать аналогий».
«Непризнанные» или «практически непризнанные» территории пользуются новыми конфликтами, чтобы распространять свои идеи. Например, министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев 23-24 октября посетил Барселону и открыл «офис» ее представительства, согласно информации, которую пунктуально распространили такие российские агентства, как Sputnik или «Регнум». На вопросы журналистки Медоев ответил, что его направил в Барселону лидер Южной Осетии Анатолий Бибилов, а также указал, что так называемый офис представительства — это в реальности «физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве юридического лица и не имеет помещения».
В той же форме Абхазия имеет в Каталонии своего представителя; в совокупности у нее 21 зарубежное представительство.
Бонет рассуждает: «Москва могла бы использовать успешный референдум о независимости на Западе как аргумент в пользу своей позиции в Крыму, но игры с сепаратизмом таят в себе опасность, поскольку у России есть «много Каталоний» на своей территории, по словам экс-президента СССР Горбачева. Например, сепаратизм может превратиться для Кремля в обоюдоострое оружие в Татарстане».
«Возможно, именно из-за двойственности сепаратистской проблемы Москва проявляет боязнь на территориях, находящихся на ее орбите. Кремль расширяет свою военную инфраструктуру в районе Черного моря, (…) в Абхазии. В регионе Балтийского моря Москва относится с подозрениям к тенденциям германизирования в Калининграде (…). При этом Кремль закрывает глаза на недостаточную защищенность русских граждан в Чечне взамен на верность государству Рамзана Кадырова — своевольного и капризного местного лидера», — пишет журналистка.
_________________________________
EEFGroup
Восточно-Европейская Финансовая Группа
кредит, инвестиции, лизинг
Комментариев нет:
Отправить комментарий