Недавно Кабмин нанес новый удар по зыбкой экономической стабильности в виде расчета госбюджета на 2018 год по 30 гривен за доллар США. Естественной реакцией экспортеров станет торможение продажи валюты, а это приведет к необоснованной девальвации. Да и валютные спекулянты поспешать погреть руки.
А ведь стабильная внутренняя денежная единица — оно из условий развития фондового рынка. И хотя он является важным инструментом для дополнительного финансового обеспечения экономики, в Украине рынок не работал цивилизованно на протяжении всей независимости Украины.
А во времена СССР его вообще не существовало — планово-административная экономика как ни как. Внутренние и внешние инвесторы у нас беззащитны. Доверия к тотально коррумпированной судебной системе нет. Да и, в конце концов, у нас культура инвестирования практически отсутствует.
Обеспечение стабильности внутренней денежной единицы задача настолько важна для экономической безопасности государства, что обязательность ее выполнения и ответственность закреплены в ст. 99 Конституции Украины. Однако данная статья грубым образом нарушалась в период после 2014 года, и в течение полутора лет гривня девальвировала более чем в 3 раза. Дело и в незаконных валютных спекуляциях НБУ (непрозрачное рефинансирование и скупка валюты за эти средства), и в политике чистки банков, ставшей, по сути, инструментом перераспределения капитала и сфер влияния. Тогда по надуманным причинам с рынка было выведено более 90 коммерческих банков. Их клиенты потеряли сотни миллиардов легальных гривен на депозитах и текущих счетах.
Для восстановления доверия к банковской системе важно привлечь к ответу чиновников, ответственных, согласно их служебным обязанностям, за разрушение инфраструктуры банковской системы. Однако этого ожидать не приходится — у власти как раз те, кто и спровоцировал подрыв доверия.
И все же спекуляции НБУ прекратились, массовая чистка приостановилась. Это позитивно сказалось на гривне и финансовой системе — курс фактически стабилизировался в течение последних полутора лет.
Хотя несколько десятков коммерческих банков, оставшихся на рынке, по-прежнему не выполнили требований капитализации. Так что опасность возобновления давления на банки все еще остается. Между делом, увеличить капитал НБУ требовал и от стабильно работающего американского банка с иностранным капиталом и «СитиБанка».
Стоит вспомнить и национализацию «Привата» после долговременной информационной атаки и без должной реакции на это правоохранительных органов. Его работа значительно ухудшилась, а возможность новой приватизации на низком уровне — слишком много манипуляций и неправдивой информации со стороны госрегулятора, противоречащей заключениям международных аудиторов.
В таких условиях сложно привлечь зарубежного инвестора для восстановления качественной работы банка.
Вместо того чтобы брать международные государственные займы под колоссальную ставку свыше 7%, необходимо создавать условия в стране для привлечения внешних и внутренних инвесторов. Но для этого необходимо консолидировать усилия государственных институтов и всех ветвей власти, направить их на защиту инвесторов. Тогда фондовый рынок будет расти так, как это происходит в странах с развитой экономикой. Но не с нашей судебной системой, не с нашим уровнем коррупции. Общественные организации и сами граждане не имеют эффективных инструментов контроля за чиновниками. Львиная доля зарубежных инвестиций будет происходить за счет реинвестирования средств, выведенных в офшоры украинскими предпринимателями с сомнительными источниками доходов.
Комично, но обладателей крупного капитала также интересует стабильность украинской экономики. Ведь доходность капитала в стране значительно выше, чем в Европе или в других странах с правовыми системами. Но и риски потерять его намного выше.
И все же здравый смысл в последнее время побеждает. Ввиду фактической стабилизации гривни удалось достичь даже профицита бюджета. Вот только он был потрачен не на улучшение условий ведения бизнеса, а на выплату субсидий за непомерно высокие коммунальные платежи. Еще одна яркая иллюстрация коррупционной модели государства.
Принятие безвизового режима и либерализация валютного регулирования также стали положительным моментом стабилизации экономики и привлечения иностранных инвестиций. Но незначительным.
_________________________________
EEFGroup
Восточно-Европейская Финансовая Группа
кредит, инвестиции, лизинг
Комментариев нет:
Отправить комментарий