Бизнес-партнер Дмитрия Фирташа нардеп Иван Фурсин, избранный от
Партии регионов, готовит почву для грандиозной финансовой операции.
Он написал законопроект, который дает право Нацбанку конвертировать
кредиты рефинансирования, выданные для спасения банков, в субдолг.
Таким образом, выданные ранее Нацбанком займы, будут зачисляться в капитал частных банков.
Фактически регулятор на свое усмотрение сможет "прощать" долги по рефинансированию, которые уже превысили 100 млрд грн.
Например, подконтрольный Фурсину и Фирташу "Надра банк" в итоге получит потенциальную возможность избежать своевременного погашения долга перед НБУ в размере около 7,6 млрд грн.
Не исключено, что новым механизмом воспользуются и другие финучреждения. Для этого нужно будет добиться благосклонности НБУ. Как это сделать, знают все. Например, занести в нужный кабинет необходимую сумму "на нужды сирот".
Депутатский законопроект состоит всего из одного абзаца.
"В случае невозможности коммерческим банком вовремя вернуть средства, выделенные как рефинансирование, Национальный банк имеет право конвертировать задолженность в субординированный долг коммерческого банка и/или выкуп ценных бумаг коммерческого банка (в том числе, акции облигации)".
Впечатляют простота и незатейливость формулировок, которые в итоге могут обернуться для государства потерей десятков миллиардов бюджетных денег. Если документ будет принят, разговоры о злоупотреблениях чиновников при выдаче рефинансирования покажутся детским лепетом.
Теперь можно будет "договориться" не только о получении льготного кредита НБУ, но и о его фактическом списании.
"В случае принятия проект позволит банкам не возвращать рефинансирование НБУ. Законопроект в предложенном виде может привести к злоупотреблениям с рефинансированием со стороны банков, снижением их платежной дисциплины. В конечном счете, долг по рефинансированию будет переложен на государство", - считает директор по развитию аудиторской компании Kreston GCG Андрей Попов.
Автор законопроекта Иван Фурсин - фигура весьма влиятельная. Его принято считать младшим бизнес-партнером Фирташа. Фурсину принадлежит 10% акций почти во всех компаниях напарника, включая Centragas Holding и "Росукрэнерго".
Банковский бизнес - конек Фурсина. Он совладелец и почетный президент "Надра банка", 89,96% акций которого принадлежит австрийской Centragas Holding. Кроме того, в орбиту влияния нардепа входят одесский "Мисто банк" с активами 1,9 млрд грн и киевский банк "Клиринговый дом" с активами 3,8 млрд грн.
В 1990-х годах Фурсин имел совместный бизнес с Сергеем Левочкиным, с которым партнеры познакомились еще во время учебы в Киевском нархозе.
Роль и влияние Левочкина при новой власти трудно переоценить. Фурсин - один из основных лоббистов Фирташа-Левочкина в Верховной раде. Возможно, именно поэтому опрошенные ЭП депутаты из бюджетного и банковского комитетов прогнозируют почти беспрепятственное прохождение одиозного законопроекта.
Он уже передан на рассмотрение в профильные комитеты и, скорее всего, не будет сильно изменяться до вынесения на голосование.
Начнет ли руководство НБУ пользоваться новым инструментом? Можно прогнозировать, что он станет одним из основных способов "спасения" от банкротства "нужных" банков.
Примечательно, что документ не содержит никаких критериев или формальных условий для получения согласия НБУ на конвертацию кредитов рефинансирования в субдолг или ценные бумаги.
Нацбанк сможет на собственное усмотрение использовать новую опцию или отказывать в преференциях своим подопечным. Это делает новый механизм потенциально коррупционным.
"Тема рефинансирования тесно связана с коррупцией. Основными условиями получения кредитования НБУ всегда были выход на "нужных людей" и "откат", который порой мог составлять более 10% от суммы полученных денег", - говорит директор ЮФ "Киевская юридическая группа" Андрей Котик.
Рефинансирование также проблематично получить, не имея залогов. Иногда приближенные к власти банки умудрялись подсовывать в виде обеспечения по таким ссудам несуществующие земельные участки или липовые кредитные договоры. Однако и это все равно создавало определенные трудности.
Другое дело субдолг - это ничем не обеспеченный кредит. Конвертация рефинансирования в этот вид задолженности высвобождает для банка ранее предоставленные НБУ залоги. Более того, подобная конвертация не просто снижает долговую нагрузку на банк, но и увеличивает его капитализацию.
По законодательству субдолг может быть зачислен банком в капитал с понижающим коэффициентом. Чем больше срок до погашения такого займа, тем выше коэффициент, с которым он засчитывается в капитал банка.
Кроме того, субдолг согласно закону о банках и банковской деятельности не может быть возвращен ранее, чем через пять лет. При этом максимальный срок по такому займу ничем не ограничен, он может быть выдан и на 50 лет.
Есть и другие приятные моменты. В силу законодательных ограничений субдолг может оказаться для некоторых банков гораздо дешевле, чем полученные кредиты рефинансирования. Например, при прошлом главе НБУ Степане Кубиве стабилизационные кредиты нередко выдавались под 19,5% годовых.
"Размер процентной ставки по субдолгу в национальной валюте должен быть не выше учетной ставки НБУ плюс 2,5 процентного пункта, то есть не более 12% годовых", - говорит партнер юридической фирмы U&G Partners Евгений Огарков. Однако этот размер может быть и меньше - по договоренности сторон.
Проще говоря, росчерком пера чиновников НБУ обременительная для банка долговая нагрузка будет превращаться в капитал банка.
Итог - высвобождение залогов, снижение процентной ставки и улучшение показателей обязательных нормативов. В первую очередь - адекватности капитала, которая у большинства финучреждений уже за гранью дозволенного.
Еще одна лазейка, которую предусматривает законопроект, - конвертация кредитов рефинансирования в ценные бумаги банка - акции или облигации. То есть банк сможет рассчитаться с государством по кредиту не живыми деньгами, а ценными, точнее "бесценными", бумагами собственной эмиссии.
Не секрет, что акции банков сейчас ничего не стоят, а облигации - ничем не обеспеченные бумаги. К тому же срок их погашения может быть каким угодно.
Однако правда в том, что подобная конвертация не решает проблемы банков, а только маскирует их. По крайней мере, платежеспособность "лежачих" банков от этого вряд ли улучшится. Основной проблемой таких учреждений остается рост объемов просроченных кредитов и неконтролируемый отток депозитов.
Их могут спасти докапитализация акционерами или выделение нового кредита рефинансирования. Других источников фондирования на рынке практически нет.
Если банк, который конвертировал рефинансирование в субдолг или собственные бумаги, так и не сможет выбраться из финансовых проблем и будет передан на ликвидацию, то Нацбанк о возврате своих денег может даже не мечтать.
"В случае конвертации долгов все риски по возврату средств ложатся именно на НБУ. Гарантий, что эти средства будут возвращены даже в случае ликвидации проблемного банка, нет. Возврат субдолга осуществляется в последнюю очередь, после погашения всех остальных обязательств", - утверждает Огарков.
Скорее всего, законопроект Фурсина написан для "Надра банка". Это учреждение, получившее рефинансирование НБУ еще в 2008 году, не может или не хочет платить по долгам государству. Фирташу уже несколько раз удавалось получить отсрочку по стабилизационным кредитам Нацбанка.
Сейчас "Надра банк" должен НБУ около 7,6 млрд грн рефинансирования, которые необходимо погасить до 2016 года. Наверняка, используя новые возможности, "Надра" будут добиваться от Нацбанка очередной пролонгации.
Более того, замена рефинансирования субдолгом позволит банку претендовать на новые кредиты регулятора. У банка освободится обеспечение в виде ранее внесенных залогов и вырастет уровень регулятивного капитала.
"Это позволит "Надрам" реструктуризировать свои кредиты, под которые уже максимально сформированы резервы. Проводить реструктуризацию портфеля им чисто технически мешают обязательства по рефинансированию", - поясняет старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
На 1 апреля 2014 года почти 17 млрд грн кредитного портфеля "Надра банка" передано НБУ в виде обеспечения под рефинансирование. Сколько из них уже просрочено, точно не известно. Не секрет, что значительная доля этих займов - это ссуды компаний, связанных с Фирташем и его бизнес-партнерами.
Многие из них в последнее время столкнулись с проблемами при возврате долгов. Теперь, похоже, они собираются решить свои проблемы за счет государства.
Новоназначенная глава НБУ Валерия Гонтарева, глава правления "Надра банка" Дмитрий Зинков и нардеп Иван Фурсин на письменные вопросы ЭП не ответили.
Алексей Комаха, ЭП
East European Financial Group
Таким образом, выданные ранее Нацбанком займы, будут зачисляться в капитал частных банков.
Фактически регулятор на свое усмотрение сможет "прощать" долги по рефинансированию, которые уже превысили 100 млрд грн.
Например, подконтрольный Фурсину и Фирташу "Надра банк" в итоге получит потенциальную возможность избежать своевременного погашения долга перед НБУ в размере около 7,6 млрд грн.
Не исключено, что новым механизмом воспользуются и другие финучреждения. Для этого нужно будет добиться благосклонности НБУ. Как это сделать, знают все. Например, занести в нужный кабинет необходимую сумму "на нужды сирот".
Депутатский законопроект состоит всего из одного абзаца.
"В случае невозможности коммерческим банком вовремя вернуть средства, выделенные как рефинансирование, Национальный банк имеет право конвертировать задолженность в субординированный долг коммерческого банка и/или выкуп ценных бумаг коммерческого банка (в том числе, акции облигации)".
Впечатляют простота и незатейливость формулировок, которые в итоге могут обернуться для государства потерей десятков миллиардов бюджетных денег. Если документ будет принят, разговоры о злоупотреблениях чиновников при выдаче рефинансирования покажутся детским лепетом.
Теперь можно будет "договориться" не только о получении льготного кредита НБУ, но и о его фактическом списании.
"В случае принятия проект позволит банкам не возвращать рефинансирование НБУ. Законопроект в предложенном виде может привести к злоупотреблениям с рефинансированием со стороны банков, снижением их платежной дисциплины. В конечном счете, долг по рефинансированию будет переложен на государство", - считает директор по развитию аудиторской компании Kreston GCG Андрей Попов.
Автор законопроекта Иван Фурсин - фигура весьма влиятельная. Его принято считать младшим бизнес-партнером Фирташа. Фурсину принадлежит 10% акций почти во всех компаниях напарника, включая Centragas Holding и "Росукрэнерго".
Банковский бизнес - конек Фурсина. Он совладелец и почетный президент "Надра банка", 89,96% акций которого принадлежит австрийской Centragas Holding. Кроме того, в орбиту влияния нардепа входят одесский "Мисто банк" с активами 1,9 млрд грн и киевский банк "Клиринговый дом" с активами 3,8 млрд грн.
В 1990-х годах Фурсин имел совместный бизнес с Сергеем Левочкиным, с которым партнеры познакомились еще во время учебы в Киевском нархозе.
Роль и влияние Левочкина при новой власти трудно переоценить. Фурсин - один из основных лоббистов Фирташа-Левочкина в Верховной раде. Возможно, именно поэтому опрошенные ЭП депутаты из бюджетного и банковского комитетов прогнозируют почти беспрепятственное прохождение одиозного законопроекта.
Он уже передан на рассмотрение в профильные комитеты и, скорее всего, не будет сильно изменяться до вынесения на голосование.
Начнет ли руководство НБУ пользоваться новым инструментом? Можно прогнозировать, что он станет одним из основных способов "спасения" от банкротства "нужных" банков.
Примечательно, что документ не содержит никаких критериев или формальных условий для получения согласия НБУ на конвертацию кредитов рефинансирования в субдолг или ценные бумаги.
Нацбанк сможет на собственное усмотрение использовать новую опцию или отказывать в преференциях своим подопечным. Это делает новый механизм потенциально коррупционным.
"Тема рефинансирования тесно связана с коррупцией. Основными условиями получения кредитования НБУ всегда были выход на "нужных людей" и "откат", который порой мог составлять более 10% от суммы полученных денег", - говорит директор ЮФ "Киевская юридическая группа" Андрей Котик.
Рефинансирование также проблематично получить, не имея залогов. Иногда приближенные к власти банки умудрялись подсовывать в виде обеспечения по таким ссудам несуществующие земельные участки или липовые кредитные договоры. Однако и это все равно создавало определенные трудности.
Другое дело субдолг - это ничем не обеспеченный кредит. Конвертация рефинансирования в этот вид задолженности высвобождает для банка ранее предоставленные НБУ залоги. Более того, подобная конвертация не просто снижает долговую нагрузку на банк, но и увеличивает его капитализацию.
По законодательству субдолг может быть зачислен банком в капитал с понижающим коэффициентом. Чем больше срок до погашения такого займа, тем выше коэффициент, с которым он засчитывается в капитал банка.
Кроме того, субдолг согласно закону о банках и банковской деятельности не может быть возвращен ранее, чем через пять лет. При этом максимальный срок по такому займу ничем не ограничен, он может быть выдан и на 50 лет.
Есть и другие приятные моменты. В силу законодательных ограничений субдолг может оказаться для некоторых банков гораздо дешевле, чем полученные кредиты рефинансирования. Например, при прошлом главе НБУ Степане Кубиве стабилизационные кредиты нередко выдавались под 19,5% годовых.
"Размер процентной ставки по субдолгу в национальной валюте должен быть не выше учетной ставки НБУ плюс 2,5 процентного пункта, то есть не более 12% годовых", - говорит партнер юридической фирмы U&G Partners Евгений Огарков. Однако этот размер может быть и меньше - по договоренности сторон.
Проще говоря, росчерком пера чиновников НБУ обременительная для банка долговая нагрузка будет превращаться в капитал банка.
Итог - высвобождение залогов, снижение процентной ставки и улучшение показателей обязательных нормативов. В первую очередь - адекватности капитала, которая у большинства финучреждений уже за гранью дозволенного.
Еще одна лазейка, которую предусматривает законопроект, - конвертация кредитов рефинансирования в ценные бумаги банка - акции или облигации. То есть банк сможет рассчитаться с государством по кредиту не живыми деньгами, а ценными, точнее "бесценными", бумагами собственной эмиссии.
Не секрет, что акции банков сейчас ничего не стоят, а облигации - ничем не обеспеченные бумаги. К тому же срок их погашения может быть каким угодно.
Однако правда в том, что подобная конвертация не решает проблемы банков, а только маскирует их. По крайней мере, платежеспособность "лежачих" банков от этого вряд ли улучшится. Основной проблемой таких учреждений остается рост объемов просроченных кредитов и неконтролируемый отток депозитов.
Их могут спасти докапитализация акционерами или выделение нового кредита рефинансирования. Других источников фондирования на рынке практически нет.
Если банк, который конвертировал рефинансирование в субдолг или собственные бумаги, так и не сможет выбраться из финансовых проблем и будет передан на ликвидацию, то Нацбанк о возврате своих денег может даже не мечтать.
"В случае конвертации долгов все риски по возврату средств ложатся именно на НБУ. Гарантий, что эти средства будут возвращены даже в случае ликвидации проблемного банка, нет. Возврат субдолга осуществляется в последнюю очередь, после погашения всех остальных обязательств", - утверждает Огарков.
Скорее всего, законопроект Фурсина написан для "Надра банка". Это учреждение, получившее рефинансирование НБУ еще в 2008 году, не может или не хочет платить по долгам государству. Фирташу уже несколько раз удавалось получить отсрочку по стабилизационным кредитам Нацбанка.
Сейчас "Надра банк" должен НБУ около 7,6 млрд грн рефинансирования, которые необходимо погасить до 2016 года. Наверняка, используя новые возможности, "Надра" будут добиваться от Нацбанка очередной пролонгации.
Более того, замена рефинансирования субдолгом позволит банку претендовать на новые кредиты регулятора. У банка освободится обеспечение в виде ранее внесенных залогов и вырастет уровень регулятивного капитала.
"Это позволит "Надрам" реструктуризировать свои кредиты, под которые уже максимально сформированы резервы. Проводить реструктуризацию портфеля им чисто технически мешают обязательства по рефинансированию", - поясняет старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
На 1 апреля 2014 года почти 17 млрд грн кредитного портфеля "Надра банка" передано НБУ в виде обеспечения под рефинансирование. Сколько из них уже просрочено, точно не известно. Не секрет, что значительная доля этих займов - это ссуды компаний, связанных с Фирташем и его бизнес-партнерами.
Многие из них в последнее время столкнулись с проблемами при возврате долгов. Теперь, похоже, они собираются решить свои проблемы за счет государства.
Новоназначенная глава НБУ Валерия Гонтарева, глава правления "Надра банка" Дмитрий Зинков и нардеп Иван Фурсин на письменные вопросы ЭП не ответили.
Алексей Комаха, ЭП
East European Financial Group
Комментариев нет:
Отправить комментарий