Фото: google.com/selfdrivingcar
Помимо классических автомобильных концернов вроде VW, Toyota и Daimler, в гонку за создание беспилотного автомобиля включились Google, Tesla, Apple и даже сервис по вызову такси Uber. Получилось это сделать пока только у интернета-гиганта с его Google Car. Но и тот все еще имеет ряд недочетов: авто плохо ориентируется на сложных участках дороги, часто едет слишком медленно и не всегда понимает импульсивные действия пешеходов. Но помимо решения проблем с искусственным интеллектом в самой машине, крупные автомобильные компании способны спровоцировать ряд изменений в повседневной жизни граждан разных стран. И речь не о том, что необходимости сидеть непосредственно за рулем больше не будет.
Предлагаем рассмотреть основные подвижки, которые ждут человечество в ближайшем будущем в связи с перспективой «беспилотного» передвижения по улицам городов.
1. Переход от частного имущества к арендованному. Появление беспилотных автомобилей существенно сократит количество частных машин, вместе с тем возрастет доля коммерческих авто. Это вызвано тем, что автомобилю больше не будет необходимости простаивать в гараже, а обывателю проще заплатить за проезд в авто, которое вовремя окажется в нужном месте, чем тащить на себе бремя постоянного обслуживания, мойки, парковки, страховки собственного автомобиля.
Отсутствие необходимости автомобилям простаивать минимизирует их количество, а соответственно – и всей инфраструктуры по их обслуживанию (паркинги, заправки, мойки и т.д.). Этот факт повлечет уменьшение износа дорог. К тому же Uber уже заявил о намерении выкупить 500 000 беспилотных автомобилей у Tesla, которые, по мнению автора, делают самые взвешенные шаги в разработке технологии и прогнозируют массовый выпуск уже через три года.
Такие изменения станут ощутимы в позитивном и негативном ключе для тех, кто занимается любым видом обслуживания автомобилей, строительством дорог, продажей автомобилей, кредитованием, недвижимостью и т.п.
2. Изменение ориентации страховых компаний. Google заявляет, что за шесть лет работы их автомобили попадали в ДТП 11 раз, и только по вине других участников дорожного движения. Это отличный комплимент разработчикам Google Car, но неприятная новость для всех остальных.
Очевидно, что обычным водителям трудно взаимодействовать с беспилотными автомобилями, ведь кроме ПДД существуют еще психологические факторы вождения, некие моральные и этические элементы поведения на дороге, которыми робот не наделен.
Это несколько оправдывает беспечное отношение страховых компаний к новой автомобильной индустрии, ведь скорее всего появление на дорогах беспилотных автомобилей вместе с обычными повлечет еще больший всплеск аварийности в первое время. И лишь когда беспилотников станет в разы больше, аварийность будет сведена к нулю. Но первым делом этот вопрос будет решаться интеграцией в мировую сеть интернет как можно большего количества транспортных средств.
Законодателям необходимо решить вопрос ответственности за ДТП с участием беспилотных автомобилей, ведь раньше ответственность нес собственник объекта повышенной опасности – автомобиля, а теперь логичным было бы изменить приоритеты в этом вопросе.
Но автономные транспортные средства могут быть не только объектом преступлений, но также инструментом их совершения. Спецслужбы США заявляют, что с помощью беспилотных автомобилей преступники смогут осуществлять ряд действий, которые невозможно было сделать при необходимости держать руки на руле. Представляется возможным, например, при дистанционном управлении автомобилем (теми же хакерами) осуществлять преступления без физического присутствия человека.
Для расследования подобного рода происшествий будет необходима не только новая законодательная база, но и ряд новаторских решений в криминалистике. Скорее всего, автомобильная индустрия создаст целый ряд новых нормативно-правовых актов и внесет изменения в уже существующие. В связи с этим можно утверждать, что высокотехнологичные транспортные средства – это будущая отрасль правовой науки.
4. Изменение ПДД. Беспилотники Google, которые сейчас тестируются на дорогах США, имеют функцию перехода на механическое управление в любое время (одна из версий. – Forbes). Мне думается, что многие хотели бы приобрести самоуправляемый автомобиль именно для того, чтобы забирать детей из школы или позволить себе нетрезвым добраться домой без такси. Но при возможности беспрепятственно взять управление в свои руки есть некоторые опасения по поводу пассажиров такого авто и доказательств того, ехал автомобиль сам или им управлял нетрезвый водитель. Создатели гуглкаров говорят о необходимости ввода особого скоростного режима для своих автомобилей, обосновывая это необходимостью иногда превышать скорость.
5. Новая М2М-экосистема. Беспилотные автомобили нуждаются в транспортировке данных по разным направлениям, а это влечет за собой увеличение трафика мобильных операторов и интернет-провайдеров. Нужно ведь чем-то занять скучающего пассажира. С функцией идентификации личности развлекательные системы автомобиля будут предоставлять точно подобранный контент любому человеку в соответствии с его полом, возрастом и стилем жизни. Это полное раздолье для мастеров виртуальных развлечений. И в связи с этим не исключено появление ряда совершенно непредсказуемых решений.
До полноценного выхода беспилотных авто на рынок еще как минимум пять лет: Apple и Tesla говорят про 2020 год. Тем временем, активно развивается отрасль подключенных автомобилей, что поможет сделать переход в новый мир максимально плавным, а водителей – адаптированными к появлению беспилотников в будущем. Автомобили, подключенные к всемирной сети, выступают связующим звеном между прошлым и будущим автопрома. С помощью уже существующих автомобильных технологий изучаются потребности пользователей и их предпочтения, выявляются возможные проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий