12 сентября Петр Порошенко на заседании Генассамблеи ООН презентует свое видение миротворческой миссии в зоне АТО. Именно эта организация принимает решение о введении миротворцев и наделяет их определенными правами.
Но на данный момент выдвинуты две взаимоисключающие версии того, какими правами должен обладать миротворческий контингент на Донбассе. Политологи говорят: компромисс вряд ли возможен, а это грозит риском заморозить конфликт на Донбассе на годы.
Миротворческий контроль
В замысле, который продвигает украинская власть, миротворцы действуют на всей неподконтрольной территории, вплоть до границы с РФ, и следят за военными и гражданскими аспектами жизни. По словам военного эксперта Олега Жданова, силы контингента позволят ввести временную международную администрацию, комендантский час, расставить миротворцев на блок-постах.
В частности, предполагается, что миротворцы займутся вопросами разоружения и смогут выходить в рейды по ликвидации вооруженных формирований. Пойманных с оружием планируется передавать в юркомиссии по реабилитации, а члены комиссий из числа международных наблюдателей должны определять, кого отдавать под суд, а кого можно амнистировать. Работа контингента продлится не менее пяти лет, и они же должны будут дать отмашку на проведение местных выборов.
«Только такой формат позволит достичь главных задач: прекратить обстрелы, снизить риск провокаций и перевести проблему Донбасса в политическую плоскость», — считает замглавы Центра исследований армии Антон Михненко.
Но миротворцев надо постоянно контролировать. Они могут добиться режима тишины и на этом остановиться. Отсюда появляется риск затягивания ситуации на десятки лет. Например, в Северном Кипре миссия действует уже 40 лет
Олег Жданов
Вооруженная охрана ОБСЕ
5 сентября российский представитель в Совбезе ООН Василий Небензя анонсировал проект резолюции о введении миротворческого контингента в зону военного конфликта на Донбассе. Ключевое отличие этой версии: миротворцы располагаются вдоль линии разграничения между украинскими военными и боевиками. А их права предлагается ограничить обеспечением безопасности наблюдателей ОБСЕ, что вызывает сопротивление с украинской стороны.
«Получается, что по периметру не будут выставлены посты, зона конфликта не будет локализована. Пока граница открыта, все останется по-прежнему», — считает военный эксперт Сергей Грабский. Вводить миротворцев предлагают после разведения сторонами тяжелого вооружения и после одобрения представителей «республик».
Кроме того, российский переговорщик в контактной группе Борис Грызлов сказал, что миротворцев стоит вводить после утверждения особого статуса Донбасса на законодательном уровне. «Они говорят, что нужно действовать в русле Минского процесса. Минск предполагает, что на этой территории пройдут выборы по украинскому законодательству. Но этот формат не отвечает таким задачам», — считает Михненко.
Угроза заморозки
Политические эксперты считают, что взаимоисключающие предложения поданы намеренно. «Судя из заявленных позиций, компромисс вряд ли возможен, — говорит политолог Вадим Карасев. — Примирить противоречия нереально, поскольку они отличаются по ключевым пунктам: мы хотим добиться всеобъемлющей миссии, но Россия согласна только на миротворцев вдоль линии разграничения. А без миссии продвижение невозможно и есть риск, что конфликт на Донбассе будет заморожен».
Об этом не принято говорить вслух, но политологи считают, что на самом деле именно это устроит и наших, и российских политиков: Россия идет к выборам и не хочет резко менять ситуацию, а у Украины пока нет ресурсов для восстановления разрушенного.
Украинская сторона выдвинула инициативу в рамках законопроекта о реинтеграции Донбасса, а Путин перехватил инициативу и начал продвигать свою идею на внешнеполитических площадках
политолог Андрей Золотарев
По его словам, большой заинтересованности напрямую вмешиваться в конфликт у европейцев нет, поэтому они не высказывают однозначной поддержки ни одной из инициатив. А немецкий МИД в попытке найти компромисс даже постарался объединить обе идеи. «Если есть шанс, то надо им воспользоваться», — приветствовал слова российских дипломатов глава МИДа Зигмар Габриэль. Но в офисе канцлера ФРГ уточнили: миротворцы должны появиться по всей территории конфликта.
Югославский вариант
Один из вариантов предполагает вооружение наблюдателей ОБСЕ, которые уже мониторят линию разграничения. Идею поддерживали и украинская, и российская стороны. Есть положительный мировой опыт: подобные миссии действовали в Югославии (после локализации военного конфликта). Но эксперты говорят о значительных недостатках
«Офицеры ОБСЕ могут носить табельное оружие для собственной защиты. Но даже если они возьмут на себя функции правоохранительных органов, то смогут только поддерживать правовой режим, а не воевать с регулярными воинскими формированиями — полицейский с дробовиком не сможет остановить танк», — считает Жданов. Но ситуация на Донбассе противоречит этому формату. Такая миссия вводится, когда острая фаза конфликта миновала.
Кроме того, Евросоюз имеет собственный воинский контингент (порядка 50 тыс. человек), у которого есть опыт у присутствия в зонах конфликта. Если ООН передаст им мандат, то они могли бы появиться в Украине. Но в последнее время ЕС сокращает финансирование корпуса (основной военный бюджет идет на нужды НАТО), и это снижает шансы появления европейских миротворцев в Украине.
_________________________________
EEFGroup
Восточно-Европейская Финансовая Группа
кредит, инвестиции, лизинг
Комментариев нет:
Отправить комментарий