Prosto бизнес по франшизе имеет много преимуществ для начинающих предпринимателей по сравнению со стартапом.
О том, что представляют собой отношения франчайзер-франчайзи, как получить кредит на развитие бизнеса в банке, а также об условиях наиболее успешных в Украине франшиз с капиталовложениями до 50 тысяч евро, говорили на Международном форуме по франчайзингу FHI 2013, – рассказывает и показывает в картинках Prostobiz.ua
Немного статистики
Согласно данным Федерации Франчайзинга в Украине, количество заявленных франшиз в 2013 году составило почти 300, из них всего 50 соответствуют международным стандартам. Для сравнения: во Франции оно составляет 1658, в Турции – 1888, в Китае – 4000 франшиз. На сегодняшний день франчайзинговый бизнес в Украине представлен 6000 заявленных торговых точек, из которых полноценно работают лишь 3000. Интересен тот факт, что из общего количества франшиз, только 20% являются национальными, тогда как остальные 80% – иностранного происхождения. Такую статистику озвучил вице-президент Федерации, Александр Ногачевский.Портрет идеального франчайзи: не вы ли это?
Международные компании с осторожностью выбирают себе партнеров в Украине. Наш рынок считается одним из самых сложных, по причине недостатка юридического регулирования и особой ментальности предпринимателей.На инфографике 2 отобразим суть отношений франчайзер-франчайзи, а также этапы построения франчайзингового бизнеса (составлено на основе доклада Жильбера Меллинже, члена коллегии Федерации Франчайзинга Франции):
Успешные франшизы на украинском рынке: Что? Где? Почем?
Предлагаем читателям сравнить некоторые известные на украинском рынке франчайзинговые предложения самой нижней ценовой категории в разных сферах деятельности. По данным компании «Простобанк Консалтинг» на 24 декабря 2013 года:
ДОСТУПНЫЕ ФРАНШИЗЫ В УКРАИНЕ
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Торговая марка франчайзера | услуга | Цена франшизы, евро, тыс. евро | Инвестиции, евро, тыс. евро | Роялти | Рекламный взнос | Средний срок окупаемости по мнению франчайзера, месяцы |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
|
||||||
Пицца Челентано | Ресторанный бизнес | От 6 до 15 | До 150 | 1,5 % от оборота | 33,3% | 36 |
Форнетти | Мини-пекарня |
-
| От 2,5 |
-
|
-
| 3 – 8 |
Виденские булочки | Кафе-пекарня | Договорная | 20 – 180 | 2 – 3 % от оборота | 1,5% | 12-18 |
ТОРГОВЛЯ
|
||||||
VIANOR | Шинный сервис | До 0,5 | От 23 | До 500 евро | - | 12-36 |
Наш край | супермаркет | - | От 15,5 | 1,5% от объема продаж | - | От 12 |
Glossary | органика | От 1,5 | От 1,5 | 2% от объема продаж | - | От 3 |
Riana | бижутерия | - | От 6,2 | - | - | 1 - 6 |
IDS AquaService | Доставка воды | 1 - 3 | От 13 | 6% от объема закупленной воды | - | 24 |
Fragrantcoffee | Продажа кофе | - | От 5,5 | Договорная сумма | - | От 6 |
УСЛУГИ
|
||||||
HelenDoron | Английский для детей | 5,5 – 6,38 | 3,5 - 4 | 14% в квартал | 10% о стоимости франшизы, 1 раз в год | 12-18 |
SAEMIK | Ивент | 1,5 | От 1,5 | 8% от валового оборота ежемесячно | 2,5% от валового оборота ежемесячно | До 12 |
Сеть агентств Соната | туризм | 1,2 | От 0,78 | 80 – 160 евро | - | От 6 |
По словам Жильбера Меллинже, успешное развитие франчайзинга во Франции было бы невозможным без активного сотрудничества с банковской системой. Большинство финучреждений имеют отделы, занимающиеся вопросами финансирования такой модели бизнеса, ведь она демонстрирует высокие показатели прибыльности при сравнительно низком уровне рисков (благодаря внедрению «knowhow»-технологий и уже сформированной ценности бренда).
В связи с такой статистикой Prostobiz.ua поинтересовался в представителей украинских банков, насколько они активно занимаются вопросами финансирования франчайзингового бизнеса, на каких условиях выдают займы.
Мнение
В целом, на рынке банковских услуг Украины представлены единичные целевые программы финансирования франчайзинга. Основной причиной низкой активности финансовых учреждений в данном направлении являются те же факторы, которые сдерживают банки от кредитования стартап-проектов, а именно – повышенные риски невозврата кредитных средств.
Использование франшизы, безусловно, повышает шансы на успешность проекта, так как бизнес-модель неоднократно опробована на практике. Но если у франчайзи не было ранее опыта ведения бизнеса, то даже с детально расписанным бизнес-планом он может не выйти на рентабельную деятельность.
Банки, которые придерживаются консервативной кредитной политики, в основном, финансируют проекты стартапов только в том случае, если заемщик имеет действующий бизнес, рентабельность которого позволяет погашать запрашиваемый кредит.
На сегодняшний момент во многих банках приоритетами в кредитовании бизнеса являются:
а) международные компании – их дочерние организации в Украине;
б) средние и крупные компании аграрного сектора;
с) украинские компании, работающие в других секторах, с безупречной деловой репутацией и стабильными финансовыми показателями.
Кредитные продукты, которые предлагает рынок – это, в основном, краткосрочное транзакционное/структурированное финансирование, индивидуально подбираемое в соответствии с бизнес-потребностями каждого клиента. Отдельно выделить программы кредитования франчайзингового бизнеса сложно, большое внимание уделяется анализу отношений заемщики – их контрагенты/партнеры по бизнесу.
Специализированные кредитные продукты для франчайзингового бизнеса декларирует очень ограниченное число банков в Украине. Кредитование предпринимателя -франчайзи имеет существенно более низкий уровень риска, что показывает европейская практика.
В целом, разработка специализированного кредитного продукта, в том числе и для франчайзингового бизнеса, является достаточно затратной , а отрицательная динамика бизнеса ставит под угрозу существование всей сети. В связи с этим , банки , которые кредитуют франчайзи, работая только с аккредитованным бизнесом, с которым и разрабатывают совместные программы для молодых предпринимателей. В основном , в обеспечение кредитных обязательств заемщика, берется только закупаемое оборудование, хотя банк может потребовать и дополнительные гарантии. Кроме того , кредит можно использовать для оплаты так называемого «паушального » (единоразового ) взноса. В настоящее время таких программ на рынке мало.
С другой стороны , учитывая международный опыт , а также тот факт , что во время кризиса франчайзинговый бизнес был одним из наиболее платежеспособных, можно ожидать его дальнейшего развития. Вопрос о создании банками специализированных кредитных программ будет зависеть от объемов данного рынка.
На сегодня большинство банков кредитуют проекты стартап, в том числе, по франшизе, исключительно под залог имущественных прав на вклад, размещенный в финучреждении. На сегодня по программе «Партнерство-Франчайзинг» в Украине кредитует только один банк, обязательным условием займов в этом случае является аккредитация банком компании-франчайзера.
Поскольку уровень риска кредитования стартап-проектов остается высоким, банки требуют ликвидный залог, например, депозит. Оценка стоимости, а особенно , репутации бренда - достаточно субъективный фактор.
Это и деловая активность франчайзера, и опыт работы на рынке, и стоимость товарного знака, а также та поддержка, которую он может обеспечить своему франчайзи (обучение, льготные условия сотрудничества, аренда оборудования и т.д.). Поскольку в Украине не разработана система оценки таких нематериальных активов, как репутация, на данный момент ее не могут взять в качестве обеспечения по кредиту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий