С 1 января 2016 года действующие стандартные паспорта в виде
книжки будут заменены на нечто новое, пластиковое и бесконтактное с
элементами электронного носителя.
Миграционная служба уже приняла решения ввести в оборот новые
документы идентифицирующие личность, но насколько действительным
окажется данное заявление станет известно в новом году.Решение принято
Министр внутренних дел Арсен Аваков в своем блоге для Украинской правды написал, что вышеуказанное решение означает только то, что с первого рабочего дня нового года начинается тестирование системы в масштабах страны, дело до оформления удостоверений для граждан дойдет с 11 января 2016 года. Со сроком государство решило не беспокоится и не вносить никаких корректирующих правок, оформление нового документа будет таким же – 10 рабочих дней.
“Замена старого паспорта на новое пластиковое удостоверение – дело совершенно добровольное, законом Украины предусмотрен 5-летний переходный период. То есть, все государственные институты с нового года будут принимать в качестве документа удостоверяющего личность оба вида документов – и книжки и карточки. Однако, активным гражданам, которые хотят пользоваться современными технологиями и иметь доступ к новым видам государственного сервиса, стоит подумать о получении “электронного ключа к госуслугам”, которым со временем станет новый паспорт”, – отмечает Арсен Аваков.
На конференции посвященной электронному правительству, и в частности биометрическим паспортам, было высказано немало мнений касающихся ввода ID-удостоверения и подтверждения собственника с помощью электронной цифровой подписи. Эксперт государственного агентства электронного правительства, советник главы мера Львова, Яника Мерило четко отметила, что ID-карточка без цифровой подписи и доступа к электронным услугам не инновация, а просто пластик.
IT-директор Приватбанка Дмитрий Дубилет отмечает, что государству не нужно изобретать велосипед и внедрять колоссальное количество карточек: и карточку горожанина, и пластиковый паспорт, и так далее. Но, если необходимо средство для визуальной идентификации, то для этого возможно использовать обычную, не банковскую пластиковую карточку с себестоимостью в несколько гривен.
“Вам нужно предоставлять админуслуги через Интернет? Пользуйтесь электронной цифровой подписью (ЭЦП), BankID и MobileID. Вы ищите носитель для ЭЦП? Для этого отлично подходят смартфоны и флешки. Нужны программы лояльности? Не городите ради этого отдельный процессинг, а используйте банковскую инфраструктуру. Вся эта эпопея с карточками становится особенно странной в контексте запуска паспорта нового формата с нового года”, – заявляет Дубилет.
Что такое ЭЦП
Электронная цифровая подпись – аналог собственноручной подписи, она может использоваться как юридическими лицами, так и физическими. В Украине речь об этом шла еще с 2004 года, когда был принят закон “Об электронной цифровой подписи”. Сейчас в финансовой и не только экосистеме ЭЦП можно использовать, чтобы добиться разнообразных целей, к примеру: пользуясь входом в собственный клиент-банк, заключить с банком договор на получение кредита или размещение депозита.
Как рассказал коммерческий директор предприятия “Пластик карта”, “Современнные системы комплексной идентификации”, Михаил Городецкий с помощью такой подписи возможно сдавать налоговую отчетность и такая подпись является полностью безопасной для клиентов. Со стороны присутствующего юриста и адвоката, старшего партнера адвокатского объединения “Кравец и партнеры”, Ростислава Кравца заявление Михаила Городецкого вызвало так называемый когнитивный диссонанс.
Однако Михаил Городецкий уверен, что использование ЭЦП станет доступным для всех слоев населения. Пока что существует одна социальная карточка, которая запущена, как пилотный проект и в недалеком будущем должна стать муниципальной. Она оснащена идентификацией с помощью электронной подписи – карточка львовянина. Помимо карты львовянина существуют еще два социальных проекта, которые включают в себя не только обычные банковские карты – электронный студенческий билет, карточки киевлянина (таких карт уже было выпущено более полумиллиона).
“Эти карты объединяют в себя целую экосистему, и не только финансовую”, – считает Городецкий. Т.е. студент, помимо банковской карты, на которую он получает стипендию, может использовать свою социальную карту, как проездной билет в метрополитене, а также ему предоставляется чрезвычайно актуальная возможность покупать железнодорожные билеты с 50% скидкой. Основная функция платежной карты киевлянина – это предоставленная возможность от государства перечислять льготы мало защищенным слоям населения, а также с помощью этой карты киевляне имеют право пользоваться метрополитеном.
Дмитрий Дубилет ранее высказал свое мнение насчет внедрения, запуски и распространения данных карт, он признался, что с его мнением могут не согласится многие его коллеги, которые через тернии прошли, чтобы добиться того, что Украина имеет уже сейчас в сфере электронного правительства. По мнению IT-директора Приватбанка, власти очень много “навешивают” функций на одну карту: электронная цифровая подпись, предложения по скидкам, платежные функции и другие операции.
Основная причина для критики, которую озвучил Дмитрий – дороговизна нововведения. По его размышлениям, для банка реализация платежного инструмента в таких проектах грозит сплошными операционными убытками.
“Нишу этих карточек пытается сейчас занять Ощадбанк, чем вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, он наш конкурент, так что подобные просчеты с его стороны вроде как нам на руку. С другой стороны, они делают эти ошибки на мои, черт возьми, налоги”, – заявляет Дубилет.
Фемида предупреждает
Старший партнер адвокатского объединения “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец, уже в шутку, но с серьезным выражениям лица отметил, что за ним уже закрепили прозвище “банки – зло”. На сегодняшний момент ситуация с банками и с электронными услугами в Украине крайне грустная, считает юрист.
“Пока государство будет уводить банки от ответственности, толка не будет никакого”, – отмечает адвокат. По мнению Ростислава Кравца, на сегодняшний день система построена таким образом, что деньги, которые люди доверяют банками, в виде депозитов (сейчас очень актуальной становится услуга – онлайн-депозиты), могут не вернуть. Почему так может случится? Потому что на руках у человека не будет ни единой бумаги, которая будет подтверждать идентификацию и прямую причастность к собственным средствам. К сожалению, в стране пока что действует система “по старинке” – кругооборота бумаг. Тогда кто же может выступить гарантом в сохранности бумаг? Согласно утверждению адвоката, такая же ситуация может случится и в ЭЦП.
В пример Ростислав Кравец привел выведенный из банковской сферы известный Дельта банк, у которого до периода банкротства числились так называемые торговые счета.
“11 ноября 2014 года с торговых счетов клиентов исчезли все деньги, а было 800 тысяч долларов. Ко мне обратилось три клиента. А на следующий день что-то в банке не работало, счета заблокировали, денег не осталось. И что? И куда нам с ЭЦП?”, – спросил адвокат.
Законодательство Украины построено таким образом, что без бумаги люди не имеют защиты. “Если в законе с ЭЦП не подтвердить копию бумажного документа, где гарантия того, что он не будет скомпрометирован”, – утверждает Ростислав Кравец.
CEO WIDE:UP, Олег Малкин думает совсем иначе: ЭЦП – решение проблемы о которой заявил юрист, и о которой обеспокоены пользователи.
“Мы всегда своим клиентам говорим, если вы размещаете депозит – онлайн, вы имеете потенциальную проблему, потому что Национальный банк совершенно четко пишет о том, что сделка с банком должна быть заключена в письменной форме. Если не урегулировано законодательство о ЭЦП и у вас нет бумаги, то все это работает до тех пор, пока не случится проблема. Ни Киевстар, ни МТС не решает наших проблем. Спрос порождает предложение”, – сообщил он.
Сейчас спрос на государственные услуги есть, и для каждого человека они доступны. “Я в страшном сне могу себе представить историю при которой я отправлюсь получать какую-то справку. Зачем мне тратить время?”, – рассказал Малкин.
Эксперт заявил, и даже вступил в небольшую баталию с представителем уполномоченным при Верховной Раде по правам человека, что вопрос не заключается в стоимости услуги, а в качестве и доступности. За удобство люди будут платить, потому что с помощью электронных приспособлений им не нужно будет заботиться о передвижении по заполненному транспортом городу и о собственном самочувствии.
В Министерстве юстиции надеются, что все ID-карты украинцев будут содержать электронную подпись, так как это лучшая защита, которая может существовать.
“Минюст уже выдает электронные подписи. Надеюсь, что после завершения реформы гражданского реестра наши граждане будут иметь ID-карты вместо паспортов, и там будет электронная цифровая подпись. Тогда это будет документ, который граждане смогут показывать не только как документ, но и будут голосовать, открывать бизнес, подписывать различные финансовые документы”, – отметил замминистра юстиции Гия Гецадзе.
Реалии внедрения электронного правительства пока что вырисовываются в неоднозначном свете. Ряд реформ только на стадии проведения, до конца не утверждены и не урегулированы законопроекты, вносящие гласность и прозрачность в действия электронного управления. Однозначно, позитивно то, что государство, крупные игроки рынка мобильной связи, банковская среда внедряются в поток нововведений, приводят в примеры страны, которые достигли успеха и высот в регулировании электронного правительства, и ориентируются на них. Но, может прежде, чем внедрять новое необходимо для начала расстаться со старым…
____________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий