суббота, 27 июня 2015 г.

Покорить инвестора за две минуты: 10 советов для правильного питча

Как украинской команде стартаперов удалось убедить в своем потенциале жюри американского Thiel Fundation Summit

Покорить инвестора за две минуты: 10 советов для правильного питча
Харьковская стартап-команда, создавшая приложение inkHunter, 11 июня выиграла специальный приз в $1000 от Thiel Fundation Summit за лучший питч. Всего за две минуты сооснователи стартапа Катерина Хоткевич и Павел Разумовский рассказали жюри о своем проекте и представили все аспекты его реализации. Специально для Forbes молодые стартаперы разъяснили, как сделать правильный питч, заинтересовать публику, и почему действительно важно уложиться в две минуты.  

Недавно в Сан-Франциско прошел Thiel Fundation Summit – саммит молодых предпринимателей, ученых и дизайнеров,  устраиваемый Питером Тилем – основателем PayPal и акционером Facebook. Наша команда презентовала там свой проект inkHunter – приложение, которое при помощи дополненной реальности помогает выбрать тату и примерить его на своем теле в режиме реального времени. Мы вовсе не считаем себя экспертами в области выступлений, но хотим поделиться своим скромным опытом и рассказать, какие приемы помогли нам выиграть $1000 в номинации лучший demo pitch:
  1. Узнай, кто те люди, которые будут тебя слушать. Чем они занимаются, что им может быть интересно в твоем проекте, и на что они обратят внимание в первую очередь? Кто-то хочет услышать о рынке, кто-то – о команде, кто-то о росте, нужно учитывать все это во время подготовки своего рассказа.
  1. Прорепетируй на публике. При подготовке к важному питчу полезно прогнать его на каком-либо мероприятии поменьше, для этого подойдет любой тематический meetup. Возможно, реакция на твое выступление будет не та, которую ты ожидаешь. Это позволит внести необходимые коррективы.              
Перед выступлением на Thiel Fundation Summit у нас было четыре дня постоянного питчинга перед различными аудиториями. За это время наша презентация претерпела кардинальные изменения. Более того, мы успели пообщаться с многими людьми, некоторые из них позже вошли в состав жюри и уже имели представление  о нас и нашем стартапе.     
  1. Узнай, где и как ты будешь питчить. Продумай, что ты будешь использовать: микрофон, проектор, ноутбук. Технические заминки отвлекают внимание и портят первое впечатление.
Например, мы перед выступлением поинтересовались, что нам будет доступно из техники, и использовали это в свою пользу. Мы транслировали изображение с телефона на экран ноутбука, чтобы каждый из судей смог увидеть, как работает приложение.
  1. Используй вау-эффект. Если в проекте есть что-то, что можно наглядно продемонстрировать аудитории – сделай это, и как можно быстрее. Такие вещи врезаются в память лучше любого текста.
Сказав всего одно предложение о том, чем мы занимаемся, мы сразу же показали на одной из судей, как можно наложить татуировку с помощью inkHunter.
  1. Сделай акцент на ключевых моментах. В любом рассказе можно выделить «маркеры», которые сигнализируют о том, есть ли у проекта перспективы. Такими маркерами могут служить: наличие пользователей, наличие продаж, проработанная бизнес-модель. Также существуют и негативные маркеры, о которых лучше не говорить, даже если ты о них знаешь (к примеру, незнание собственного рынка, отсутствие опыта). Но задуматься о наличии подобных моментов в своем проекте точно стоит. 
  1. Немного приукрашивай реальность. Не рассказывайте то, что заведомо невозможно реализовать (не путать с нехваткой смелости и упорства). Люди, а в особенности судьи и инвесторы, быстро раскусят, где реальная идея, а где беспочвенные фантазии.  
  1. Говори кратко и по делу. Внимание к тебе будет приковано на 2-3 минуты, не больше. За это время необходимо увлечь слушателя своей идеей.
Во время участия в конкурсной программе саммита у нас был всего 2-минутный питч, поэтому нужно было подать информацию сжато, но доходчиво. За две минуты мы успели: показать, как работает приложение, описать идею проекта, рынок и этапы дальнейшего развития.
  1. Покажи личную заинтересованность. Расскажи, с какой проблемой ты столкнулся, когда у тебя появилась идея, почему именно ты заинтересован в ее решении. Но очень кратко – всем, конечно, интересно послушать, но они пришли сюда не за этим.
  1. Несколько спикеров – это не всегда плохо. Обычно презентацию проекта проводит один человек. Однако мы питчили вдвоем. Главное здесь – заранее распределить, кто о чем будет рассказывать, чтобы не стоять молча, и не перебивать друг друга (только если этот ход не продуман специально). Не стойте, как истуканы – такая презентация лишний раз доказывает, что каждый участник стартапа по-настоящему живет проектом.
  1. Собирай фидбэк. Запоминай или записывай комментарии, полученные после выступления. Проанализируй их и не забудь подправить питч.
Эти правила, безусловно, важны, и помогли нам достичь желаемого, но главное – это практика. Не только перед зеркалом и друзьями, но и на публике: meetup-ах, конференциях и в новых компаниях. Так что основное правило – питчить, питчить и еще раз питчить! А все остальное приложится.


Катерина Хоткевич
сооснователь стартапа inkHunter
 

Комментариев нет: