Эйфория от принятия закона «О рынке природного газа», как и повышение цен на газ для населения, сопровождаемое жаркими дебатами между его сторонниками и противниками, вызывает у специалистов газовой отрасли горькую улыбку. Несмотря на очевидную необходимость реформирования газового рынка, в очередной раз реформы подменяются декларативными заявлениями и непродуманными действиями, которые ведут к ухудшению ситуации.
Одной из наиболее острых для отрасли остается проблема учета газа.
Трудности учета
Многократное повышение цен на газ для населения (практически до уровня рыночных) и намерение их изменять чуть ли не ежемесячно, резко по экспоненте, сразу же повышает требования к точности учета газа, то есть корректному определению объема газа, использованного потребителем в расчетный период. В идеале, у потребителя должен стоять не просто счетчик, а узел учета, который, помимо определения физических объемов газа, приводит этот объем к так называемым стандартным условиям*, передает эти данные оператору сети, а также накапливает статистику на защищенном носителе (сродни «черным ящикам» на самолетах).
Именно такими узлами учета оборудованы пункты приема газа на границе Украины, добычные скважины, газораспределительные станции «Укртрансгаза» и промышленные потребители. Таких узлов учета в Украине несколько тысяч, и стоят они не 1,5-2 тыс. гривен, как бытовые счетчики, а десятки тысяч.
Естественно, никто и никогда не устанавливал подобные дорогостоящие системы в частных домах и квартирах – не было экономического смысла. Даже обычные бытовые счетчики устанавливались как попало, какие попало и где придется. Газ для населения последние 70 лет стоил дешево, и проблемы корректного учета мало кого волновали. Газоснабжающие компании (в простонародье – облгазы) боролись не столько за достоверность учета, сколько с неплатежами и банальным воровством.
Ситуация радикально изменилась, когда кулуарно, без обсуждения с экспертами и профессиональным сообществом, цена газа для населения возросла многократно и одномоментно практически до рыночных величин. Вот тут оказалось, что потребителей газа, для которых точный учет расхода стал принципиальным вопросом, не несколько тысяч, а 13,5 млн.
И эта гигантская цифра порождает огромное количество проблем. Для всех.
Начнем с населения. В Украине 3,5 млн бытовых потребителей пользуются газом без счетчиков. Как правило, они проживают в многоэтажных домах. И сейчас, естественно, эти потребители (все сразу) захотели подобные счетчики установить. Тем более что премьер-министр с экранов телевизоров заявил, что это – обязанность облгазов-монополистов, которым даже деньги на это выделили.
Но для того чтобы установить такое количество счетчиков всем потребителям силами облгазов, понадобится свыше 6 млрд гривен (в текущих ценах), в то время как в тарифах на 2015 год предусмотрено чуть более 300 млн. Кроме того, физически установить такое количество счетчиков, да еще и в многоэтажных домах, имеющимся количеством бригад и автомобилей невозможно. Для этого, по самым оптимистическим оценкам, понадобится лет восемь.
Отрицательный баланс
Теперь о проблемах облгазов, которые отвечают за корректность учета и достоверность данных для ежемесячно формируемых балансов потребления газа.
Как уже отмечалось, для корректного отображения объемов газа измерения должны проводиться при определенных условиях, которые называют «стандартными». Именно так объемы газа измеряют на ГРС (газораспределительных станциях) «Укртрансгаза» при передаче в газораспределительные сети. Это технически сложные и дорогостоящие узлы учета. Бытовые счетчики такими возможностями не обладают.
Поэтому зимой, при минусовых температурах, бытовые счетчики будут показывать меньший объем газа, чем при стандартных (т.к. газ при понижении температуры уменьшается в объеме), а летом при температурах выше 20 градусов – больший, чем при стандартных условиях. Но летом газа потребляется в несколько раз меньше, чем зимой. В результате возникает отрицательная разница (недоучтенный объем) в размере более 500 млн куб. м в год.
И оплачивать этот газ должны уже облгазы. По рыночным ценам. За счет средств, предусмотренных в тарифах государственными органами, которые, однако, там не предусматривались, потому что это привело бы к росту цен на газ для населения. А рост цен для населения был политическим табу. Поэтому денег облгазам постоянно не хватало, и возникали долги.
Частично проблема нивелировалась несколько завышенными нормами потребления газа, которые устанавливают абонентам без счетчиков. Однако осенью прошлого года правительство снизило нормы вдвое, попутно обвинив облгазы в воровстве.
Реакции на открытое письмо премьер-министру всех руководителей крупных облгазов с анализом ситуации и прогнозом последствий не последовало. Но сейчас есть повод обвинить облгазы в массовых неплатежах.
Коррупционная арифметика
Каким образом можно по состоянию на первое число каждого месяца снять показания счетчиков у всех 13,5 млн потребителей? И именно в один день? Никак.
А как определить, на какую сумму нужно выставить счет потребителю, например, в декабре, с учетом того, что при потреблении до 200 кубометров он должен заплатить 3,6 гривны за кубометр, а за все, что свыше 200 кубометров, в два раза дороже? Тоже никак.
А если в ноябре абонент потребил 100 кубометров, а в декабре 300? Кто сможет это проконтролировать и выявить? Работник облгаза с зарплатой в 2500 гривен, который сам тоже является потребителем в том же населенном пункте? Весьма сомнительно.
А государственные службы уже доводят до облгазов обязанность готовить статистическую отчетность с ежемесячной разбивкой объемов по категориям потребителей. Предоставишь – накажут за искажение данных, не предоставишь – накажут за сокрытие информации.
Как при этом будут выглядеть договорные отношения с НАК «Нафтогаз Украины» в части определения объемов и цен, вообще сложно представить.
Также следует отметить, что более 3 млн бытовых счетчиков, установленных у населения, имеют срок эксплуатации свыше 20 лет. Это значит, что они показывают меньший объем газа, чем реально проходит через них. Связано это с принципом работы мембраны (основной рабочей части счетчика). Со временем она теряет эластичность и занижает показания. Поэтому в Европе счетчики меняют каждые 8-10 лет.
В Украине же они не меняются вообще – по причине отсутствия денег. А кто должен будет заплатить за недоучтенный из-за непригодности счетчиков объем? Правильно – облгазы.
Есть еще около 1 млн так называемых роторных счетчиков, которые вообще перестают вращаться и считать объемы при снижении давления газа или износе подшипников. Последствия те же.
Помимо этого, к следующему отопительному сезону будут готовиться так называемые недобросовестные абоненты, желающие при помощи всевозможных технических ухищрений занизить объемы расхода, обращаясь к многочисленным умельцам. Не удивлюсь, если помощь в этом им окажет кое-кто из низкооплачиваемых работников облгазов, воодушевленных грядущим очередным переделом отрасли в пользу «правильных» собственников. И поймать за руку таких «умельцев» в неразберихе передела будет крайне сложно. Недоучтенный в результате махинаций газ также должны будут оплачивать облгазы.
Теперь становится понятно, что все имеющиеся на сегодня долги облгазов сформированы за счет недоучтенного – и фактически украденного у них – газа. Страдает от этого, как ни парадоксально, само государство, так как облгазы не платят «Нафтогазу» – «Нафтогаз» не платит государству – государство дотирует его из госбюджета – чтобы «Нафтогаз» смог рассчитаться с государством.
Вот такая экономика.
*Стандартные условия – это условия, при которых производится измерение объемов газа при взаиморасчетах с потребителями согласно ГОСТ 2939-63. Такими условиями являются: давление 760 мм ртутного столба и температура +20 градусов по Цельсию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий