среда, 17 июня 2015 г.

Пойдет ли Приватбанк ва-банк против Президента?


От миллиардера Коломойского ждут неординарных ходов в противостоянии с Президентом.

Вся страна с интересом наблюдает за закулисной схваткой между двумя тяжеловесами.
Сначала отстранение от должности руководителя Днепропетровщины, потом попытка государства восстановить контроль над Укрнафтой, освобождение Игоря Палицы в Одесской… Кажется, Коломойский терпит поражение, но мало кто верит, что он просто и легко капитулирует.

Коломойский не скрывает, что является бизнесменом и защищает свои позиции всеми доступными методами. А еще он очень эрудированный человек, способный на нестандартные поступки.
Вот, наверное, поэтому у экспертов появилось опасение, что в борьбе с Порошенко Коломойский может использовать как таран свой едва ли не самый большой актив – ПриватБанк.

Учитывая, что в ПриватБанке лежат деньги сотен тысяч граждан Украины, тысяч предприятий, даже трудно представить, что может произойти, если в этом банке возникнут искусственно созданные проблемы.
Конечно, трудно поверить, что Коломойский способен на то, чтобы использовать банк в политических интересах. Но все же, что может произойти, если он решится на это? Реалистичен ли такой сценарий?

— У Коломойского вполне реальная возможность угрожать государству благодаря влиянию своего банка на банковскую систему и в целом на экономику, — считает экономист Борис Кушнирук. – Ведь владелец такого мощного финансового учреждения, как ПриватБанк, может спровоцировать его неплатежи и таким образом создать паралич в стране на время. И в этом большая опасность.
Представьте себе, что банк объявляет себя неплатежеспособным. При этом в нем кредитуются тысячи предприятий, миллионы людей держат там депозиты.
Последствия возможной паники даже трудно представить – дестабилизация страны, включая глубокое падение гривны.


Поэтому риск сейчас есть, потому что Коломойский – человек довольно авантюрный и может попытаться шантажировать Порошенко созданием проблем в «Привате» для того, чтобы поставить под угрозу стабилизацию всей экономики страны.
— Я не согласен с этой точкой зрения, — говорит Александр Савченко, экс-заместитель главы НБУ. – Теоретически все возможно, но практически почти нет. Это закончилось бы плохо для всех – и для Украины, и для «Привата», и для группы, связанной с ним. Поэтому оптимальная стратегия и Порошенко, и Коломойского, а точнее – системы «Приват» и украинского государства – держать лояльность, нейтральность друг к другу и не втягиваться в затяжные экономические или политические войны. А всем остальным в любом случае надо учитывать риски.


— Какова вероятность того, что Коломойский рискнет использовать банк в политической игре?
— Банк и политика – несовместимые вещи. Если банк увязывается в политику, то заканчивает банкротством. С другой стороны, и государство не может воевать с «Приватом», потому что он очень большой. Именно его касается известное выражение «too big to fail», который приписывают экономисту Хайман Мински и который означает, что банкротство финансового учреждения такого размера и с таким большим количеством экономических связей, приведет к катастрофическим последствиям для экономики. У Приватбанка более 10% банковских активов. Если он обанкротится, то обанкротится вся банковская и в целом финансовая система страны. Поэтому государство также не может воевать с «Приватом».

— Все увидели (в том числе и сам господин Коломойский), что без сотрудничества с государством олигархи очень быстро теряют свою мощь – экономическую, финансовую, — добавляет Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ. – У них значительно сокращаются доходы, ведь теряется допуск к источникам обогащения. Поэтому все олигархи, как и раньше, будут заигрывать с властью. Они не могут существовать сами по себе.
Олигархи, как правило, очень практичные люди. Они хотят сегодня принять свое, а не через несколько лет. Они не мечтатели. Поэтому я почему-то думаю, что все действия Коломойского, вся критика Президента – только для того, чтобы вернуть Порошенко за стол переговоров с собой.

— Каким образом устранить возможность давления банка, олигархов на экономику?
О. Савченко:
— Сейчас между Порошенко и Коломойским, думаю, действует взаимовыгодный пакт о ненападении. Затем надо принимать закон, которым будет запрещено существование банков с активами, что составляют более 8% всей банковской системы. Но это возможно сделать после того, как закончится кризис.
— Чем именно активы более 8% опасны?
— Потому что есть такая экономическая теория, экономическая практика и статистика, которые доказывают, что если банкротом является банк или несколько банков, совокупность активов которых превышает 8%, это приводит к остановке функционирования банковской системы. Поэтому надо привести свою деятельность в соответствие с данным законом за 3-4 года. Часть активов можно продать с прибылью. И в этом случае зависимость государства от одного банка уменьшится.

East European Financial Group
 

Комментариев нет: