Новые кредиторы не покроют услугами ключевые секторы экономики страны
Конечно же, все давно поняли, в чем преимущества работы с денежными потоками, и все больше компаний, имеющих для этого достаточно ресурсов, включаются в данное направление. Один за другим с подобными идеями выступают мобильные операторы, социальные сети, поисковые системы, торговые сети и даже почтовые операторы. Кто-то пока предоставляет только услуги Р2Р/В2В/В2Р-переводов, другие уже дают возможность оплачивать некоторые счета (коммунальные, связь, телевидение и пр.), делать покупки в интернете, но многие уже готовы даже кредитовать граждан.
И вот на основании подобных заявлений и практик сформировалось мнение, что необходимость в банковских услугах скоро исчезнет вообще. Так ли это?
Тут следует вспомнить основную задачу банковского сектора – кредитование экономики. Она во многом зависит от благополучия граждан страны, и компании, которые сейчас берутся выдавать небольшие займы населению, могут сыграть здесь важную роль. Но в кредитном портфеле большинства украинских банков потребительские кредиты (в основном упомянутые компании специализируются именно на них) в денежном эквиваленте занимают не более 30%.
Остальное – кредиты крупному бизнесу, в том числе (а во многих банках – в основном) занятому в ключевых отраслях экономики. В Украине это – сфера услуг, промышленность и сельское хозяйство. Как с исчезновением классических банков будет реализовываться данное направление? Обратится ли директор большого агрокомплекса или строительной компании за крупным долгосрочным кредитом к мобильному оператору? Ведь это уже совсем другая история.
Давайте рассмотрим, кто из новичков уже сейчас, параллельно с банками, работает на финансовом рынке страны, какие услуги они предоставляют или планируют предоставлять.
Те, кто в деле давно: МФО и сегмент Р2Р-займов
Пока штормит банковскую систему страны, многие участники рынка продолжают работать. В судьбе некоторых направлений кризис даже стал стимулом к развитию и дал повышение спроса на их услуги. Это участники сегмента «займы до зарплаты», ломбарды, а также платформы Р2Р/В2В/В2Р-кредитования. Продолжает вести активную деятельность и ряд кредитных союзов, хотя после приравнивания с 1 января 2015 года к прибыльным организациям их финансовое положение значительно ухудшилось. Остальные игроки сектора пострадали от кризисных явлений больше, и вопрос выживания для них сейчас стоит не менее остро, чем для украинских банков.
Все, кто остался «на волне», предлагают сравнительно небольшие краткосрочные займы под приличные проценты. В основном это необеспеченные кредиты, но стоимость пользования деньгами покрывает риски на случай невозврата. Традиционно, только ломбарды, в силу своей природы, выдают средства под залог имущества. Также обеспечение могут требовать некоторые финансовые компании, если речь будет идти о займах больше 20 000 гривен.
Стоит отметить, что в 2015 году в сегменте «онлайн-займы до зарплаты» даже появились новые игроки. Кроме Moneyveo, Credit365, MoneyBOOM и Online-Groshi, теперь на просторах украинского интернета работают также «Ощадкасса» и CREDIT2U. Ряды Р2Р-платформ по кредитованию пополнил в этом году сервис uCredit.
Электронные платежные системы держат «волну» e-commerce
После запланированной ликвидации Нацкомфинуслуг (регулятора сегмента) ее функции планируют разделить между НБУ и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Далее последуют изменения правил работы и регулирования рынка на законодательном уровне. Однако вряд ли ситуация кардинально изменится для всех игроков. Кто-то не справится с новыми правилами и требованиями, но многие пройдут эту стадию и будут работать дальше.
Стоит напомнить и об электронных платежных системах в Украине, которые работают с безналичными расчетами, дают возможность совершать покупки через интернет, оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, переводить деньги, накапливать и пользоваться бонусами и т.д. Самые популярные легальные в Украине сервисы на сегодня: Monexy, Maxi, Global Money, НСМЭП. Сейчас ведется работа по расширению возможностей деятельности в Украине PayPal – одной из самых популярных международных платежных систем.
Мобильные операторы экспериментируют с финансовыми услугами
Если говорить о нетрадиционных участниках финансового рынка, то в этом сегменте мобильные операторы в Украине занимают самую активную позицию. Еще в 2013 году компания «Киевстар» в сотрудничестве с финансовыми партнерами представила рынку услугу «Мобильные деньги».
Абонентам предложили совершать с мобильного (или с сайта компании) микроплатежи. Перечень услуг за два года очень расширился: оплата связи, коммунальных услуг, штрафов, телевидения, приобретение товаров и услуг через интернет, пополнение банковских карт, погашение кредитов, перевод денег внутри сети и абонентам других операторов, а также переводы с получением наличных в отделениях «Новой почты» и пр. Разовые транзакции ограничены 3000 гривен, в месяц максимальная сумма – 10 000 гривен.
В августе 2015 года «Киевстар» зарегистрировал дочернюю компанию «Стармани» с целью перезапуска «Мобильных денег» с переходом на собственную IT-платформу. Будут расширяться возможности по платежам как в онлайн-, так и в офлайн-среде. На данный момент компания оформляет лицензию НБУ и ищет банк-эмитент электронных денег. «Стармани» планирует зарабатывать на комиссиях с транзакций.
Стоит отметить, что сейчас большинство финансовых операций «Мобильные деньги» также сопровождаются комиссиями, хотя некоторые (например, оплата коммунальных услуг) пока бесплатны. Одна из наиболее амбициозных целей оператора – «дать» мобильные деньги жителям сельской местности, где банки практически не представлены. Также с 2016 года в планах – запустить сервис микрокредитования. Компания уже разработала скоринговую систему, которая позволяет определять платежеспособность клиента.
Но не только абоненты «Киевстар» могут расплачиваться с помощью телефона. «МТС-Украина» совместно с системой Portmone.Mobile тоже предоставляет услугу «Мобильные платежи». Оплачивать коммунальные, интернет, связь, телевидение, расходы другого человека-пользователя любого оператора, а также совершать покупки в определенных интернет-магазинах можно с помощью зарегистрированной в Portmone.Mobile карты Visa или MasterCard.
«Укрпочта» просит у НБУ лицензию на банковские операции
«Покорять» маленькие населенные пункты готова и «Укрпочта» – еще один нетрадиционный участник финансового рынка, который в прямом смысле слова стремится занять свою нишу в банковском секторе. На счету национального почтового оператора – несколько попыток трансформироваться в так называемый «почтовый банк» по примеру аналогов в других странах. Он уже предоставляет населению ряд финансовых услуг: выплачивает пенсии, принимает оплату коммунальных и других счетов, занимается денежными переводами. Но почте этого недостаточно. Руководство предприятия считает, что оно могло бы открывать и сопровождать счета с возможностью выпуска карт и установкой своих терминалов, а в будущем – также кредитовать население и привлекать средства на депозиты. В этом году вопрос снова поднят, хотя на запрос «Укрпочты» НБУ пока не дал позитивного решения.
Насколько реально преобразовать предприятие с такой большой сетью отделений, чья деятельность к тому же построена на работе с пенсионерами-социальщиками (к сожалению, самой бедной категорией граждан в стране), в подобие современного банка? НБУ не зря отказывается от такой авантюры: «Укрпочта» – полностью государственное предприятие, а значит, финансирование инноваций и связанные с этим денежные риски лягут на плечи бюджета страны.
При этом с привычными для нее финансовыми услугами почта успешно работает уже много лет. Если где-то она проигрывает в плане скорости проведения операций и удобства (банально, из-за устаревшего оборудования, бюрократии в некоторых процессах или медленного внедрения инновационных технологий), то с точки зрения тарифов почта остается привлекательной для клиентов.
Торговые сети зарабатывают на комиссиях за непрофильные финансовые услуги
С точки зрения предоставления финансовых услуг торговые сети в основном сотрудничают с банками и МФО. Единственное новшество этого года в том, что в офлайн-магазинах сейчас редко встретишь представителя банка с кредитной программой – крупные ритейлеры в основном предлагают услуги своих брокеров, которые по заявке покупателя подбирают банки, готовые выдать кредит на товар. А некоторые магазины готовы предлагать клиентам кратковременную рассрочку на свои товары без привлечения банков.
Популярными стали кобрендинговые карты банков и торговых сетей: с их помощью клиенты магазинов, заправок, мобильных операторов и пр. могут накапливать при покупках скидки, бонусы, и использовать их в рамках предложения участников акций.
Интернет-сервисы тестируют кнопку «Купить»
Так, кнопка «Купить» появилась в сети Facebook в США в 2014 году, а недавно она была предложена и европейским странам. Нажимая на нее, посетитель попадает непосредственно на страницу выбранного продукта. Опция призыва для разных компаний может иметь вариации: «Забронировать сейчас», «Написать сейчас», «Использовать приложение», «Играть в игру», «Купить сейчас», «Подписаться и просмотреть видео».
Подобная кнопка есть у сети «ВКонтакте» (под названием «Открыть в магазине»). Пока ее предложили испытать лишь нескольким интернет-магазинам. Есть подобная услуга и у Twitter, она доступна для пользователей всех стран. Но если названные сети пока только тестируют данное предложение, то Pinterest на кнопке «Купить это» уже получает прибыль, и планирует дальше развиваться в направлении e-commerce. Успех связывают с исходным предназначением этого сервиса. Пользователи делятся здесь фотографиями, нестандартными творческими идеями, что у многих вызывает желание получить вещь/услугу, которую они видят в ленте.
Готова взяться за «большие деньги» еще одна крупная сеть – Instagram. Вскоре у нее должны появиться кнопки «Купить сейчас», «Установить сейчас», «Зарегистрироваться».
Не отстает от соцсетей и интернет-гигант Google, который объявил, что в скором времени добавит в поисковую выдачу кнопку «Купить». Она позволит приобретать товары со страницы с результатами по введенному запросу.
Кроме кнопок с призывом к покупкам, соцсети начали внедрять еще один финансовый инструмент – внутрисистемные денежные переводы друзьям (пока без комиссий). Подобная инновация от Facebook пока доступна только в США, от Twitter – во Франции (вскоре ожидается и в Великобритании), от «ВКонтакте» – в России. В Украине пока подобных возможностей нет, но рекламные кампании идут полным ходом, так что вскоре их появления можно ожидать и в нашей стране.
Ряды игроков финансового сектора продолжают пополняться новыми именами. То, что среди них много нетрадиционных участников рынка – неудивительно. Развиваются технологии и инструменты для работы с деньгами, появляются новые способы продвижения услуг, которые ориентируются на изменение спроса у населения. А работа с финансовыми потоками всегда давала хорошие доходы.
Безусловно, новички перетянут на себя часть «одеяла», но полностью отобрать его у классических банков не смогут. Именно от последних будет зависеть кредитование и обслуживание большого бизнеса. Единственное, что может произойти, это смещение акцентов в кредитовании основных отраслей экономики в пользу исключительно государственных банков, что отчасти уже проявилось в нашей стране.
Комментариев нет:
Отправить комментарий