Национальный банк начал готовить финансистов к новому раунду зачистки банковской системы. Ее чиновники презентовали 11 ноября на закрытом совещании в НБУ с
руководителями 92 небольших банков (всего в Украине на 1 октября 2015 г.
было 123 работающих банка).
Им объявили о запуске кластерной системе надзора в отношении финучреждений, которых регулятор относит в группу средних и малых по размеру активов (III и IV группа по классификации центробанка).
Это требование МВФ для дальнейшего кредитования Украины.
«Нас разделили на пять кластеров. Первый называется «рыночные», и таких банков, по мнению регулятора всего 43 из 92 небольших финучреждений, за которые он сейчас взялся. В эту категорию относят тех, кто ведет классический банковский бизнес и не был замешен в подозрительных сделках.
Второй кластер — кэптивные банки, и их всего 12: это банки, обслуживающие лишь своих создателей, и зависимые от них как по пассивам, так и по активам.
Третий — схемные банки, и как сказал во время доклада первый зампредправления НБУ Александр Писарук, «это схематоз». Сюда попали банки, созданные исключительно для операций по заводу/выводу капиталов и отмывания денег, и их 9.
Четвертый кластер назвали «рисковым», и сюда отнесли все банки, занимающиеся рисковой деятельность — таких 14
И в последний — пятый кластер — попали так называемые «неактивные» банки. То есть те структуры, которые создавались или покупались под перепродажу, и практически не ведут никакой деятельности. Их в нашей стране 14», — рассказал «Вестям» один из председателей правления банков, участвовавший в совещании.
Финансист при этом отметил, что конкретные названия банков в тех или иных кластерах в НБУ сегодня не называли. Зато сообщили о судьбе каждой из банковских категорий.
Жить или не жить
Банкам, которых НБУ отнес в категорию «неактивных», будет предложено два варианта: либо найти инвесторов и продать свои структуры, либо самостоятельно закрыться. Рисковые банки центробанк собирается закрывать самостоятельно, не дожидаясь решений их акционеров. Похожая судьба ждет и тех, кого регулятор отнес к схемным, только в этом случае нацбанковцы собираются еще привлекать Генпрокуратуру и другие правоохранительные органы.
«Регулятор, сказал, что будет инициировать уголовные расследования. И вообще слово «уголовка» на сегодняшнем совещании звучало очень часто. Чуть что — «уголовка», и закрытие банка», — отметил нам председатель одного небольшого банка.
Надежду на выживание нацбанковцы оставили лишь 55 из 92 банков: тем, кто относится в кластер кэптивных (12) и рыночных (43).
Причем, в первом случае финучреждение сможет продолжить свою деятельность лишь в случае слияния с рыночным банком. Остаться кэптивным и продолжить обслуживание своей промышленной группы НБУ ему не даст.
«Два варианта: либо сливаться с рабочей структурой, либо сворачивать портфель и самоликвидироваться», — уточнил нам один из участников совещания в Нацбанке.
Попадание структуры в 43 рыночных банка тоже не дает гарантии жизнь, а лишь шанс остаться с лицензией. Право на нее еще придется подтверждать: каждое такое финучреждение НБУ обязал разработать и подать ему бизнес-модель своей дальнейшей деятельности.
«А дальше, дескать, Нацбанк будет решать: кому жить, а кому — нет. И не по принципу оценки самого бизнес-плана: насколько он грамотно составлен и жизнеспособен в нынешней ситуации. Нет. Они будут решать: какая модель сейчас нужна нашей стране, а какая — нет», — объяснил «Вестям» руководитель одного из банков, присутствовавший в НБУ.
Риски и полицейские функции
Тотальные закрытия банков не начнутся сразу. Как уточнили нацбанковцы, признавать неплатежеспособными и вводить временные администрации будут лишь в схемные банки, где ведутся уголовные расследования. А во всех остальных в самое ближайшее время начнутся нацбанковские проверки.
Сразу после появления нового постановления НБУ о рисковой деятельности — регулятор утвердит новый перечень критериев, по которым те или иные операции относятся к рисковым.
«По презентованным сегодня требованиям, чуть ли не любой банк можно будет признать рисковым и закрыть. Тех же, что останутся, заставят выполнять полицейские функции. Если я обслуживаю публичную личность, например, руководителя какого-то райсовета, то я должен составить на него целое досье — компромат. Вложил он на счет 200 тыс грн, и я собираю сведения о том, откуда у него могло оказаться столько денег», — отметил нам председатель правления малого банка.
Еще и деньги нужны
Всем тем, кто пройдет сито проверок НБУ и угодит ему своей бизнес-моделью, нужно будет еще выполнить требования по капитализации — нарастить капиталы сначала до 120 млн грн, а затем и до 500 млн грн. И не к граничной дате 1 января 2024 г., которая предусмотрена последними изменениями к закону «О банках и банковской деятельности», а намного раньше.
«Граничную дату нацбанковцы изменить не могут — есть закон. Зато они решили своими постановлениями ввести свой поэтапный график капитализации, в который придется вписаться всем, кто хочет остаться на рынке. До конца 2016 г. банкам придется нарастить свои капиталы до 150 млн. грн., до конца 2017 г. — до 350 млн грн, до конца 2018 г. — до 450 млн грн. Зато на вливания последних 50 млн грн банкам дадут сразу шесть лет — до 2024 г.», — сообщил «Вестям» участник закрытого совещания.
На 1 октября, согласно данным НБУ, капиталы менее 120 млн грн в нашей стране имели 13 из 123 действующих банков, а капиталы менее 500 млн грн — сразу 89.
Комментариев нет:
Отправить комментарий