пятница, 19 декабря 2014 г.

«Фандрайзинг»: никогда не получите то, что не просите!



«Фандрайзинг» — понятие, хорошо известное узкому кругу лиц. Однако простому обывателю оно практически ни о чем не говорит. Являясь калькой с английского (fund — «средства, финансирование», raise — «нахождение, сбор»), фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования.

Становление фандрайзинга как отдельного направления в бизнесе связано с бурным развитием в последние десятилетие сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг — это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов. При этом под бесприбыльным проектом понимается комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Фандрайзинг может быть и "внутренним", и "внешним". В первом случае речь идет о менеджменте НПО, когда ее сотрудники занимаются разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования самостоятельно. Во втором случае — это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае ими могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Таким образом, в сфере фандрайзинга задействованы: НПО, подразделяющиеся согласно украинскому законодательству на шесть групп в качестве основных производителей и одновременно потребителей фандрайзинговых услуг; разнообразные по своим целям, задачам и характеру деятельности финансирующие организации и оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие структуры — фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы (обучение), фандрайзинговые информационные центры.

Основная задача НПО — разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и проч.

В странах СНГ уже накоплен значительный опыт поиска финансирования для НПО. Хотя для многих (особенно начинающих) организаций фандрайзинг остается недостаточно изученной сферой деятельности.

Традиционно, существуют пять основных источников финансирования неприбыльных организаций. Это благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры, органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические лица и другие НПО.
Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не единственное место. В целом, можно выделить следующие виды ресурсов: финансовые, материальные (техника, оборудование), информационные, человеческие.

В западных странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют членские взносы и доходы от собственной деятельности (47%), государственное финансирование (43%), благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования (10%).

Нетрудно заметить, что подавляющую часть поступлений НПО составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ источники: хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций, благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют лишь 10%.

В странах СНГ наблюдается несколько иная картина. Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций СНГ", усредненный бюджет НПО СНГ состоит из следующих источников финансирования: членские взносы — 18%; индивидуальные пожертвования — 12%, спонсорские взносы — 18,6%; средства российских фондов — 2,2%; средства иностранных фондов — 25,3%; государственные источники — 8,9%; средства политических организаций — 5,1%; собственные доходы от услуг — 0,6%; прочие источники — 9,3%.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////
Восточно-Европейская Финансовая Группа EEFGroup
Кредит, инвестиции, лизинг. Легальная работа. Доход от 5 000грн.
https://sites.google.com/site/vefalans/agentskij-portal
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
 
Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные фонды и международные донорские организации — 27,5%; предпринимательские структуры — 18, 6%; органы исполнительной власти и местного самоуправления — 8,9%; физические лица — 30%; другие НПО — 15%. Таким образом, в Украине основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.

Если подсчитать на какие программы в основном люди жертвуют деньги, то это (по степени приоритетности в глазах бизнеса):
- государственным социальным учреждениям;
- государственным учреждениям культуры;
- на государственные или проводящиеся под государственной/муниципальной эгидой мероприятия в сфере социальной помощи или культуры;
- общественным организациям инвалидов, пенсионеров, ветеранов, родителей детей-инвалидов, многодетных семей, пострадавших в военных конфликтах или катастрофах;
- другим некоммерческим организациям, работающим в социальной сфере или в области культуры;
- благотворительным фондам.
Практически не имеют шансов получать от бизнеса регулярную финансовую поддержку организации:
- научные;
- экологические;
- правозащитные;
- женские феминистские;
- ресурсные центры;
- по развитию малого бизнеса, гражданского общества в целом.

Если вы решили заняться фандрайзингом, приготовьтесь к тому, что вам придется научиться убеждать людей в необходимости вашей деятельности. Чем лучше будет подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить. Такие кампании точно так же нуждаются в планировании, как и вся деятельность НКО.

1. Фандрайзинг — не выпрашивание денег. Главное — работа, которую делает организация, это решение проблемы, где каждый может принять участие. Не надо начинать с просьбы о деньгах — начать следует с рассказа о проблемах и нуждах ваших клиентов.
2. Люди дают людям. Надо сделать просьбу яркой, понятной. Иллюстрировать ее примерами.
3. Доверие. Человек, занимающийся фандрайзингом, должен полностью доверять своей организации и разделять ее миссию, цели, философию. Организация должна вызывать доверие у дарителя.
4. Профессионализм. Человек, занимающийся фандрайзингом должен постоянно совершенствовать свое умение быть конфиденциальным. Надо просить о тех пожертвованиях, которые потенциальный даритель может сделать. Надо устанавливать доверительные отношения с дарителем, помогать ему выражать свои эмоции при помощи пожертвований (самый лучший и верный даритель — даритель понимающий и доверяющий). Успешный фандрайзинг — правильно подобранный человек просит правильно выбранное лицо о правильно определенной вещи в правильное время! Главное — надо просить. Никогда не получите то, о чем не просите!
5. Вовлечение добровольцев. Пожертвования своего свободного времени, своих умений и знаний так же ценны, как и денежные пожертвования.
6. Используйте для фандрайзинга любую возможность.
7. Благодарность — неотъемлемая часть фандрайзинга. Даритель может пожертвовать еще, если будет отблагодарен. В любом случае люди платят за что-либо, они хотят получить какое-то удовлетворение от своего поступка, пусть даже и неосознанно. Задача — определить интерес возможного донора: материальный (льгота, будущая прибыль), моральный (чувство приобщения к хорошему и важному, с их точки зрения, делу), деловой (уверенность в том, что у вас это получится наилучшим образом) и т. д. Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, можно намного повысить вероятность получения пожертвования.

Не существует никакой "магической формулы" для успешного фандрайзинга и никакого гарантированного способа получить деньги в ответ на просьбу о них. Однако, если вы будете упорны в своем желании действовать для привлечения средств, если ваша организация будет надежна для своих подопечных, если она будет многим известна, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам, и докажите им, что вашей организации действительно необходимы деньги — то, скорее всего, вы их получите. Ведь в  основе благотворительности лежит не государственное, не официальное, а личное, неформальное начало. Благотворительность имеет свою глубинную морально- нравственную основу. Добрые начала заложены в природе человека. Во всяком случае, очень хочется в это верить.

Отправить комментарий