четверг, 21 августа 2014 г.

Гривна не хотела умирать. Кто в доле?

 Целый ряд факторов указывает, что нынешнее обесценивание гривны с 11,9 грн. до 13,6 грн./$ сделано искусственно и никак не связано с рыночными факторами. Т.е. снова имеем дело с масштабной спекуляцией, которая попросту невозможна, если руководство страны и прежде всего Нацбанка - не "в доле".
 
Нынешняя ситуация вокруг обменного курса имеет целый ряд интересных нюансов. Как объективных, так и не очень.
Начнем с того, что предыдущую апрельскую девальвацию с 9,5 грн. до 12 грн./$ хотя бы отчасти можно было списать на неполную профпригодность тогдашнего главы НБУ Степана Кубива.

Поскольку бывший комендант Евромайдана, по слухам, не очень успешно рулил львовским "Кредо-банком" до прихода в комитет Верховной Рады по финансам и банковской деятельности.
Но сразу после революции высшие государственные должности нередко достаются кухаркам, так что в этом нет ничего удивительного.
Другое дело, что с 19 июня кресло главы НБУ занимает человек, которого в некомпетентности трудно заподозрить.

Как известно, Валерия Гонтарева – инвестиционный банкир со стажем и прекрасно осведомлена обо всех подводных течениях вокруг обменного курса национальной валюты.
Тем более удивительно, что при ней с гривной вдруг начинают происходить странные и необъяснимые вещи.
Ведь конец июля–начало августа – традиционно "мертвый сезон" для любого бизнеса. Ну а финансовые спекулянты тоже люди и испытывают естественную потребность в отдыхе.
Поэтому предыдущие обвалы с 5 до 10 грн./$ в 2008 г. и с 8,2 до 12 грн./$ в 2014 г. происходили в период осенне-весенней деловой активности. Но никак не летом. Тем более в его второй половине.

При любых раскладах летом курс всегда стоял неподвижно. Во-вторых, несмотря на весьма печальную экономическую ситуацию, в последнее время мы имели неплохую финансовую статистику.
А именно: поступления в Украину от зарубежных компаний в июне-июле на $1 млрд превысили платежи в их пользу. Т.е. на эту сумму в стране стало больше иностранной валюты.
Поэтому в свою очередь ее предложение со стороны банков и предприятий в июне-июле превышало спрос на $400 млн.
А вообще дефицит текущего счета платежного баланса Украины в I полугодии сократился до $1,9 млрд против $5,4 млрд за январь-июнь 2013 г. Одним словом, не было решительно никакого видимого повода для паники.

Во время доклада в Верховной Раде 13 августа В.Гонтарева это подтвердила: нет никаких экономических оснований для обесценивания гривны ниже 11,9 грн./$.
Правда, психологическая составляющая все же имела место: курс доллара пополз вверх именно после заявления премьера Арсения Яценюка об отставке и отказа ВР голосовать за изменения к госбюджету по требованию Международного валютного фонда.
Но вот уже и сам Арсений Петрович благополучно остался при должности, и госбюджет перекроили, как это хотели видеть в Вашингтоне. И Рада худо-бедно продолжает принимать законы.

Наконец, официальные представители МВФ, включая его директора-распорядителя Кристину Лагард, выступили с успокаивающими заявлениями, что очередной кредитный транш на $1,4 млрд Украина получит в конце августа.
Казалось бы, вопрос исчерпан? Возвращайся, гривна, в свое стойло, то бишь к отметке 12 грн./$? Не тут-то было!

Нацвалюта как ни в чем не бывало продолжила катиться вниз, угрожая совсем скоро превратить всех ее счастливых обладателей, граждан Украины, в миллионеров. Как это уже происходило в славных добрых 1990-х гг. с купоно-карбованцами.
Также стоит вспомнить, что и в апреле премьер Арсений Яценюк, министр финансов Александр Шлапак, министр экономического развития Павел Шеремета и тогдашний глава НБУ Степан Кубив дружно утверждали, что после заключения кредитного договора с МВФ и поступления первого транша гривна укрепится до 10 грн./$.

Дескать, международные инвесторы получат некий позитивный сигнал и т.д. В итоге кредит мы получили, а вот снижения обменного курса не произошло.
Отсюда следует единственный вывод – дело не в кредите МВФ и не в панике неких инвесторов. МВФ тут не при чем. Но тогда возникает вопрос: зачем первые лица страны врут своим согражданам?

Что же касается августовского объяснения теперь уже В.Гонтаревой, что "давление на обменный курс гривны обусловлено реакцией экономических агентов на боевые действия на восточной части государства" – то оно, мягко говоря, не выдерживает критики.
Т.к. АТО на Донбассе ведется с апреля. И все это время курс топтался вокруг значений 12 грн./$. Так что фактор паники давно исчез – невозможно постоянно бояться, у финансового рынка произошла адаптация к происходящему.
Более того, как раз в июле украинским военным удалось добиться заметных успехов. Паника и ужас из-за собственных побед – что может быть абсурднее? Но нас пытаются убедить, что именно так и происходит.

Между тем если говорить об экономических агентах, как выразилась глава НБУ, то их реакция на самом деле может быть только сдержанно-оптимистическая.
А значит, гривна получила предпосылки укрепиться по отношению к доллару и евро. Почему же этого не происходит? Ответ в данном случае надо искать в действиях самого Нацбанка.
Еще 5 августа он выходит на межбанковский рынок с предложением по купле-продаже валюты по 11,93 и 12,26 грн./$ соответственно.
Что уже можно расценивать как игру на грани фола – учитывая заложенное правительством в госбюджет-2014 новое среднегодовое значение курса 11,12 грн./$.
Ведь этот показатель наверняка принимался после консультаций с руководством Нацбанка. Дальше – больше. Уже 8 августа НБУ снова появляется на межбанке, но теперь уже с котировками 12,45-12,6 грн./$.

Скажите пожалуйста, если сам государственный финансовый регулятор в лице центробанка говорит о готовности покупать валюту по 12,45 грн./$ - о каком возвращении к 12 грн./$ коммерческими банками может идти речь?
По сути, для них тем самым устанавливается некий ориентир. Ну а 11 августа НБУ еще выше поднимает цифры в обменниках своим выходом на межбанк с предложением 12,61-12,7 грн./$.
Цинизм ситуации в том, что в тот же день Нацбанк выпускает официальное сообщение, в котором утверждает, что для существенных колебаний курса гривны отсутствуют макроэкономические основания.

И одновременно сам его раскачивает – в отличие от марта-апреля, когда это проделывалось руками банков-спекулянтов.
Одним словом, регулятор последними выходами на межбанк подтвердил, кому говорить "спасибо" за продолжение банкета с обесцениванием гривневых вкладов населения в банках и за дальнейший рост цен на все продукты и товары, неизбежный при девальвации гривны.
Кстати, его действия в точности копируют тактику спекулянтов, за которую ранее сам НБУ и отключал банки от электронной системы торгов.
Речь о выходе на межбанк с покупкой-продажей по специально завышенному курсу – не под обслуживание крупных сделок клиентов, а просто чтобы выставить в системе более высокие котировки. На которые потом ориентируются остальные участники торгов.

Реальные суммы валюты при этом фигурируют мизерные, ведь главное здесь не в том, чтобы создать запас валюты либо избавиться от него, а в том, чтобы "засветить" новые, более высокие ставки.
А сколько именно прошло по сделке, знают только покупатель и продавец. И Нацбанк. Который, в данном случае, совмещает 2 в 1: роль регулятора и участника торгов.
Так вот, по данным самого НБУ, 8 августа он продал валюты на $31,45 млн долл., а купил на $35 млн. Для сравнения: в феврале текущего года Нацбанк потратил на валютные интервенции $1,895 млрд, или $94,75 млн в день.

И при этом практически ничего не покупал обратно в свои международные резервы. Т.е. имеем разницу в объемах интервенций в 24(!) раза.
Понятно, что сейчас у регулятора просто нет ресурсов для таких действий. Но с другой стороны можно смело сказать, что тогда он пытался удержать курс.
А сейчас просто сыграл на повышение – вопреки официальным заявлениям. С какой целью это делается?
Во-первых, от этого выигрывают банки, которые ранее купили доллары, допустим, по 10,5 грн./$. А кто и по 8,5 грн./$ успел отовариться еще при В.Януковиче.
Финансовый результат тут прямо зависит от оборота: если сделки идут на миллионы долларов, то и прибыль в гривневом исчислении тоже на миллионы, продажа валюты на десятки миллионов долларов дает десятки миллионов гривневого "навара" и т.д.
Крупные финучреждения оперируют миллиардными суммами, так что для их владельцев курсовые колебания – настоящее "золотое дно".

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// 
Восточно-Европейская Финансовая Группа EEFGroup
Кредит, инвестиции, лизинг. Легальная работа. Доход от 5 000грн.
https://sites.google.com/site/vefalans/agentskij-portal
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Во-вторых, от девальвации в плюсе находятся украинские олигархи, которым принадлежат крупные промышленные предприятия.
Здесь все тоже очень просто: мировые цены на их продукцию на экспортных рынках, в основном это сталь и химудобрения, не меняются. Зато уменьшаются затраты в долларах на производство.
В гривне сумма остается прежней, но доллар-то стал дороже! Т.е. если условно говоря, на выплавку 100 т. стали идет 3 тыс. грн., то раньше это было $300 – по курсу 10 грн./$.
По текущему курсу это уже $222. Получаем экономию в $78 на 100 т. Учитывая, что каждый металлургический комбинат в Украине выплавляет по несколько миллионов тонн стали в год, несложно оценить примерный объем дополнительной прибыли его владельца.
Теперь понятно, почему уроженец Дрогобыча, а ныне российский олигарх Виктор Вексельберг недавно сказал в комментарии московским деловым СМИ: "Рублю не надо укрепляться"…
Просто украинские олигархи чуть умнее и не позволяют себе таких неосмотрительных высказываний.

Ведь те десятки и сотни миллионов долларов, которые оседают в виде сверхприбыли от курсовой разницы на счетах банкиров и промышленников – они же только условно берутся "из воздуха".
На самом деле это деньги, вытянутые из карманов населения за счет обесценивания вкладов и роста цен на все товары и продукты. Да, за все платит обыватель.
Благодаря в общем-то простой игре, в которую с ним играют собственные власти, прежде всего правительство и центробанк. Отсюда и ответ на вопрос, почему НБУ до сих пор не применил жесткие меры для регулирования курса гривны.

Хотя 13 августа В.Гонтарева заявила о готовности к административным мерам для фиксации курса на время АТО. Антитеррористическая операция, напомним, идет 5-й месяц, но пока в Нацбанке вместо конкретных действий предпочитают только говорить о них.
Тем временем гривна продолжает судорожно барахтаться на волнах курсовых колебаний – хотя на самом деле ей совсем не хочется тонуть, поскольку она может быть крепкой и здоровой.
Еще одним косвенным подтверждением тезиса, что руководством страны ведется большая и грязная игра против собственного народа, являются постоянные заявления об угрозе прямого военного вторжения в Украину со стороны РФ.

Они звучат вот уже на протяжении 5 месяцев, в течение которых у власти в Киеве находится нынешняя команда. Естественно, что это подталкивает зарубежных инвесторов к выводу денег из Украины – при пожаре обычно принято спасать ценные вещи.
Понятно, что если гражданам говорят, что вот-вот начнется настоящая полномасштабная война – они первым делом бегут забирать вклады в банках. И покупают доллары по любому курсу, ведь вот-вот все рухнет окончательно, как им говорят высшие должностные лица.
Также очевидно, что зарубежные бизнес-партнеры предпочитают не размещать заказы на украинских предприятиях, раз нет уверенности, что завтра они будут работать.
Сворачивание промышленного производства, отток финансовых инвестиций из страны и вкладов из банковской системы серьезно ослабляют гривну.

Это прекрасно понимают премьер Арсений Яценюк и президент Петр Порошенко. Но истерические заявления по-прежнему звучат от провластных политиков и высоких чиновников. С какой целью? Можно ли остановить вторжение войск РФ заявлениями, что оно готовится? Едва ли.

Аксиома: для предотвращения нападения нужны меры военного и дипломатического реагирования. Но никак не мутные волны в информационном пространстве.
Тогда зачем их постоянно генерировать? Неужели только затем, чтобы окончательно добить национальную экономику и гривну, заработав на этом "выходное пособие" для последующей безбедной жизни в эмиграции, как В.Янукович?

East European Financial Group   

среда, 20 августа 2014 г.

Как развить самодисциплину? Пять мощных способов.

Дисциплина это свобода. Возможно, вы не согласитесь с этим заявлением, и вы естественно, не одиноки в этом мнении. Многие люди отождествляют дисциплину с отсутствием свободы. На самом же деле, все не так. 

Как заявил Стивен Р. Кови: «недисциплинированные люди являются рабами настроения, желания и страсти». В долгосрочной перспективе, недисциплинированные люди лишаются свободы, которая может прийти с приобретением специфических навыков и способностей – как то умение играть на музыкальном инструменте или говорить на иностранном языке.

Самодисциплина включает действия связанные с тем, что вы думаете, а не тем, что вы чувствуете в настоящий момент. Часто это означает необходимость пожертвовать удовольствием и тем, что вызывает волнение в пользу того, что более значимо в жизни. Следовательно, это самодисциплина направляет вас на такие действия:

  • Работать над идеей или проектом после исчезновения первоначального энтузиазма.
  • Пойти в спортзал, когда всё что вы желаете делать – это лежать на диване и смотреть телевизор.
  • Проснуться рано ради работы над собой.
  • Сказать «нет», когда искушение может нарушить вашу диету.
  • Проверять электронную почту несколько раз в день в определённое время.

Наверняка многие из вас имеют слабую самодисциплину. Возможно, кто-то из вас в настоящее время не может делать определённые вещи, которые вы хотели бы делать – например, играть на гитаре. Но вы можете преодолеть себя, улучшить свою самодисциплину и, наконец, делать те вещи, которые нужно делать и которые вы хотели бы делать, но не можете, потому что у вас никогда не было достаточно самодисциплины.

Да, действительно, самодисциплина может быть развита и это абсолютная истина. Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса. Далее вы узнаете о пяти компонентах самодисциплины.


1. Знание себя.

Дисциплина это способность поступать согласно тому, что вы считаете правильным, не смотря на то, что вы чувствуете на данный момент. Поэтому первый компонент самодисциплины знание себя. Вы должны решить, какое поведение лучше отражает ваши цели и ценности. Этот процесс требует самоанализа, ну а лучше всего проводить этот самоанализ в письменном виде. Найдите время для того, чтобы записать свои цели, мечты и амбиции. Лучше всего написать заявления о вашей миссии. Такого рода заявления помогут вам больше понять о том, кто вы, и о том, что вы цените.

2. Осознание.

Самодисциплина зависит от осознания того, что вы делаете, и того что вы не делаете. Подумайте об этом. Если вы не осознаёте, что ваше поведение недисциплинированно, как вы можете знать, что нужно действовать иначе?

Как только вы начнёте развивать самодисциплину, вы начнёте ловить себя на недисциплинированных действиях: вы заметите, что кусаете ногти, избегаете похода в спортзал, едите кусок торта или постоянно проверяете свою электронную книгу. Развитие самодисциплины требует много времени, и ключом к развитию самодисциплины является осознание вашего недисциплинированного поведения. Со временем, это осознание будет приходить раньше, чем вы поймаете себя за недисциплинированным поведением. Это даст вам возможность принять решение, которое находится в соответствии с вашими целями и ценностями.

3. Приверженность самодисциплине.

Не достаточно просто записать ваши цели и ценности. Вы должны дать перед ними внутренние обязательства. В противном случае, когда ваш будильник зазвенит в 5 часов утра, вы не найдёте вреда в том, чтобы решить «Эх, полежу ещё только пять минут…». Или когда первоначальный прилив энтузиазма исчезнет, вы решите отложить свой проект, оставив его незавершённым.

Если вы пасуете перед обязательствами, начните с принятия сознательного решения о том, что вы завершите то, что вы обязались завершить – тогда, когда вы собирались сделать это и таким же образом, как вы собирались сделать это. Примите настоятельные рекомендации о том, чтобы отслеживать свои обязательства. Как говорится «что может быть измерено, то может быть улучшено».

4. Мужество.

Не делайте ошибки, ставя перед собой слишком сложные задачи. Настроение, желание и страсть может быть очень мощной силой, которая мешает вам. Поэтому самодисциплина очень сильно зависит от мужества. Не делайте вид, что вы легко сделаете то, что на самом деле сделать очень и очень сложно или даже болезненно. Вместо этого, найдите в себе мужество для противостояния этой боли и трудностям. Как только вы начнёте одерживать небольшие личные победы, ваша уверенность и мужество вырастет, а вслед за ними вырастет и ваша самодисциплина.

5. Внутренняя тренировка.

Разговор с самим собой часто вреден, но он также может принести огромную пользу, если вы умеете контролировать его. Когда вы идёте на испытание себя, говорите с собой, поощряйте себя и успокаивайте. В конце концов, внутренний ди?

East European Financial Group  

вторник, 19 августа 2014 г.

Кабмин определил механизм предоставления разрешений на проверки бизнеса

Кабинет Министров определил механизм предоставления разрешений на проведение проверок субъектов хозяйствования. Как сообщил Министр Остап Семерак, соответствующее постановление правительство приняло на своем заседании 13 августа 2014 года.
По словам Министра, необходимость принятия такого решения обусловлена ст. 31 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», которая вводит ограничения проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами в течение августа - декабря текущего года.

Согласно постановлению, разрешение на проведение проверки субъектов хозяйственной деятельности контролирующим органам Кабмин будет предоставлять только путем принятия соответствующего распоряжения.
«Отдельно отмечу, что разрешение на проведение проверки не требуется в случае, когда такие проверки необходимо осуществить по решению суда или в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом. Кроме того, не распространяется запрет на проверки теми органами, которые должны контролировать деятельность опасных для жизни или жизнедеятельности человека объектов, например, атомных станций, химической промышленности и т.д.», - сообщил О. Семерак.

По словам Министра, Правительство также поручило министерствам до 1 сентября текущего года проработать вопрос о сокращении количества контролирующих органов.
Отметим, норма о том, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физлиц-предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы) осуществляются в течение августа - декабря 2014 года только с разрешения Кабмина или по заявке предприятия предусмотрена Законом № 1622-VII о внесении изменений Госбюджет-2014. Однако, Закон не может считаться вступившим в силу, поскольку он не опубликован в полном объеме.

East European Financial Group    

среда, 13 августа 2014 г.

Босиком и без оружия: государство не в состоянии обеспечить армию

Если бы волонтёры не поставляли обувь военным, то так бы им и пришлось ходить в том, в чём из дому уехали.
Доходит уже до смешного, что граждане Украины «беспилотники» для армии покупают, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы партнер адвокатской компании Ростислав Кравец.
Госконцерн «Укроборонпром» открыл горячую линию для волонтеров, поддерживающих армию. Ожидается, что это будет полезно для координации действий. Номер горячей линии: (044) 489-18-54. О горячей линии для волонтеров, которую открыл «Укроборонпром», радиостанция Голос Столицы поговорила со старшим партнером адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростиславом Кравцом.

Для чего создаётся эта горячая линия и насколько она может быть эффективной?

− Если мы говорим о каких-то государственных горячих линиях, то в большей степени они созданы исключительно для информирования о том, чего именно не хватает. Что касается волонтёров, реальной помощи, то подобные горячие линии и даже целые группы созданы в соцсети Facebook – там и «Армия СОС», и ещё целый ряд волонтёрских групп созданы, которые не ожидают помощи от государства, а берут инициативу в свои руки и снабжают военных. Также и Минобороны неоднократно заявляло, что оно проводило тендеры, закупило необходимое количество и бронежилетов, которые оказались негодными при испытаниях. Но в то же время, я думаю, если бы волонтёры не поставляли обувь военным, то я думаю, что так бы им и пришлось до сих пор ходить в том, в чём они уехали из дому.

Может «Укроборонпром» будет консультировать Минобороны тогда, а не линию для волонтёров открывать?

− Я тоже считаю, что это выглядит довольно абсурдно, когда «Укроборонпром» консультирует волонтёров, какое оборудование необходимо и какого качества. Поверьте – многие волонтёры на голову выше специалистов, которые работают в «Укроборонпроме», не говоря уже о тех лицах, которые непосредственно принимают участие в АТО и прекрасно знают, какие ноктовизоры, тепловизоры, какие дроны им нужны. Ну доходит уже до смешного, что граждане Украины дронов покупают! Скоро мы будем снаряды, патроны и автоматы покупать, чтобы наша армия работала, а куда эти миллиарды уходят? Возникает огромное количество вопросов к Минобороны, к Кабмину – а чем они вообще занимаются? Всё-таки, не первый день идёт АТО.
Добровольцам уже есть чем помогать ведомству, которое будет заниматься реабилитацией участников АТО. Главное, чтобы у его руля был ответственный и работоспособный человек, заявила в эфире радиостанции Голос Столицы координатор Волонтерской Сотни Наталья Воронкова.

East European Financial Group   

понедельник, 11 августа 2014 г.

"Черный список" банков Украины - или откуда срочно забирать депозиты

Список-47. 
(справки на euro.et@e-mail.ua)
______________________ 
Кому выгодна дестабилизация банковского сектора. Банкиры обсуждают вероятность существования списка банков-кандидатов на введение временной администрации, куда, якобы, попала треть финучреждений.

На днях один известный финансист зявил о том, что якобы до конца текущего года в 47 украинских банков может быть введена временная администрация. Якобы "черный список" банков, нарушающих платежную дисциплину, утвержден руководством НБУ и Фонда гарантирования вкладов. В самих регуляторах подобную информацию категорически опровергают. В Фонде гарантирования в принципе отрицают наличие такого документа. Ответ Валерии Гонтаревой также весьма красноречив. "Да ну - ерунда полная. Какие 47 банков? Это все инсинуации. С банками, нарушающими платежную дисциплину, мы работаем. В Фонд гарантирования банк передается, если с ним работать уже невозможно: когда акционеры не хотят за него отвечать, залогов ликвидных там нет и т.д.", - прокомментировала глава НБУ обращение корреспондента ЛІГАБізнесІнформ.
\
Впрочем, определенные основания сомневаться в точности ответов руководителей регуляторов есть. Во-первых, НБУ в обязательном порядке ежемесячно отслеживается статистику финучреждений, нарушающих платежную дисциплину. Списки таких банков обновляются ежемесячно. И, надо полагать, при наличии политической воли именно эти списки могут стать формальным основанием повышенного внимания регулятора к определенным банкам, с далеко идущими последствиями.

Во-вторых, наличие списка-47 активно обсуждают в банковском сообществе. А дыма, как известно, без огня не бывает. В подтверждение тому - слова участников рынка.

Банкир, пожелавший остаться неназванным

На сегодняшний день 47 банков нарушают платежную дисциплину. Это подтверждено бумагой, которая находится у главы Фонда гарантирования вкладов Василия Пасичника. 35 банков являются убыточными. Но я думаю, что их намного больше. В список-47 не попадают 14 банков, в которые с начала года уже введена временная администрация. До конца года во все эти банки может быть введена временная администрация, если ситуация, в которой они находятся сейчас, не изменится.

Есть две причины, почему НБУ готов выводить с рынка банки из упомянутого списка. Первая - там есть злоупотребления, криминал и рано или поздно будут возбуждены уголовные дела. Поэтому регулятор не хочет марать руки. Если бы прошла банковская люстрация с запретом миграции персонала из "умирающих" банков, тогда бы проблема банкротств не была столь распространенной. Вторая - коррупция. Всех, кто не дал денег, ждет временная администрация. Регулятор от этого только выигрывает: количество банков уменьшается, рынок очищается, населению компенсируют вклады до 200 тыс. грн.

Сейчас около 50% кредитного портфеля банковской системы являются проблемными. Под эти кредиты нужно формировать резервы. Это, в свою очередь, ведет к потере ликвидности и снижению адекватности регулятивного капитала. Восстановить капитал можно либо за счет акционеров, либо привлекая субординированные долги. Субординированный долг получить сейчас невозможно из-за того, что страна находится в состоянии войны. Акционеры тоже не сумасшедшие. В результате, со временем на рынке останется, в лучшем случае, около 80 банков.

По модели, которую я просчитывал на 1 апреля-1 мая, из всей банковской системы только девять банков по критерию адекватности капитала могут пройти тестирование Мирового банка. Правда, по сравнению с маем ситуация в июле несколько улучшилась.
Регуляторы манипулируют общественным мнением, постоянно уводя внимание от темы банков, задерживающих платежи. При этом основным индикатором проблем банка является именно факт задержки платежей. Все остальное не имеет значения.

Павел Крапивин, первый заместитель председателя правления банка Контракт

На уровне слухов я об этом слышал. С трудом себе представляю, как можно делать список до конца года. Ситуация как по системе в целом, так и в каждом отдельно взятом банке меняется слишком быстро. Поэтому говорить о списке до конца года совершенно некорректно. Говорить можно о ликвидации определенного количества финучреждений в какой-то конкретный момент времени - по результатам анализа ситуации с платежной дисциплиной банков.
Цифра 47 меня пугает. С учетом 14 банков, куда в этом году уже введена временная администрация, это треть банковской системы Украины. Я не знаю прецедента такого массового выкоса банков. Речь ведь идет не о банках-конвертцентрах, имеющих минимум вкладчиков, активов и не работающих с межбанком. Мы говорим о финучреждениях общенационального масштаба. Да, они могли запятнать себя какими-то операциями. Но кто без греха?

В той или иной степени это может привести к эффекту домино. Его масштаб будет зависеть от того, какие банки попали в список. На сегодняшний день даже банки с избыточной ликвидностью могут иметь проблемы из-за рисков размещения средств на межбанке в потенциально "проблемных" финучреждениях. Если речь идет о возможности выведения с рынка 47 банков, то риск размещения средств именно в таком финучреждении значительно повышается.

Я не представляю, что будет с банковской системой с точки зрения взаимного кредитования и коррсчетов. Но еще больше не представляю, что будет с мозгом физических лиц с точки зрения доверия к банковской системе.

По моему мнению, руководство НБУ и Минфина будет думать, прежде всего, о возможных последствиях. Я искренне в это верю. Я знаком с Гонтаревой, и она производит впечатление вполне адекватного и профессионального человека. Поэтому "список-47" я считаю либо "уткой", либо решением, которое может быть пересмотрено.

На месте регулятора я бы обратился, к примеру, к 80-ти банкам, которые потенциально могут стать нарушителями платежной дисциплины, и сказал: мол, вы списках, мы их не оглашаем, но у вас есть, к примеру, три месяца для исправления ситуации, чтобы у вас не было желания растерять ликвидность, подровнять капитал, выдать невозвратные кредиты и т.д. По-моему мнению, такой шаг был бы более эффективным и менее пугающим для клиентов банков.

На 95% уверен, что такого документа не существует. Однозначно, вброс информации произошел целенаправленно. Кому это выгодно? - Тому, кто хочет дестабилизировать ситуацию в отечественном финансовом секторе. Я не верю в то, что это сделал регулятор. Ни ему, ни банковскому сообществу это не выгодно. Возможно, выгоду здесь нужно искать в военно-политической плоскости.

Все мои коллеги слышали, якобы, о существовании подобного списка. Информация черпается из СМИ и соцсетей. Банки подобный документ не получали. Даже если такой список существует, то до конца года он может быть неоднократно пересмотрен. Мне неоднократно показывали самые разные списки, якобы, банков к ликвидации. Причем из надежных источников. Все оказалось неправдой. В лучшем случае, через пару месяцев после этого временная администрация вводилась в один из 15-17 банков.
Руслан Кисляк

East European Financial Group  

«ДЕЛЬТА БАНК» - БАНКРОТ. НИКОЛАЙ ЛАГУН СБЕЖАЛ В МОСКВУ ?

 11 августа 2014 | 07:40
Как уже сообщалось ранее «Дельта Банк» Николая Лагуна испытывает серьёзные проблемы с возвратом депозитов.

«Дельта Банк» задерживает платежи и затягивает выдачу депозитов на протяжении последних двух недель. О проблемах, возникших последнее время в банке, сообщили изданию сразу несколько крупных его клиентов.
  
Источник издания в Национальном банке Украины подтвердил наличие трудностей у «Дельта Банка». Собеседник допустил, что проблемы банка связаны с массовым выводов с его счетов, а также со счетов компаний, связанных с Николаем Лагуном, «русских денег».

К тому же он отметил, что в начале 2014 г. «Дельта Банк» понес существенные финансовые потери при обвале курса гривны. Утверждалось, что банк по заниженному курсу продавал валюту «семье».

На сегодняшний день, по информации, предоставленной нашему изданию в НБУ и Генеральной прокуратуре Украины, против Николая Лагуна открыто сразу несколько уголовных дел, которые касаются его мошеннических действий относительно инвесторов коттеджного городка «Олимпик Парк». В финансовых злоупотреблениях обвиняют и «Дельта банк», так финансовому учреждению вменяется отмывание денег для «семьи» экс – президента Януковича и финансирование незаконных вооруженных формирований.

На данный момент, по нашей информации Николай Лагун находится в Москве, куда за последние месяцы летал боле десятка раз. Источники в «Дельта Банке» утверждают, что под угрозой ареста, сам Лагун не собирается, возвращается в Украину, а усиленно пытается коррумпировать высших должностных лиц Генпрокуратуры и МВД с целью закрытия уголовных дел.

Как отмечают финансовые аналитики, «Дельта Банк» уже де-факто является банкротом и процесс отзыва у него лицензии НБУ вопрос всего нескольких недель.


воскресенье, 10 августа 2014 г.

Максимальный размер санкций к должникам хотят ограничить

Должникам, имеющим неоплаченные денежные обязательства, могут облегчить жизнь.
Парламенту предложено ограничить размер санкций к физлицам-должникам уровнем учетной ставки Нацбанка, тогда как сейчас стороны могут указывать любой размер штрафа. Банкиры считают, что такое изменение ограничивает права кредиторов и может спровоцировать рост стоимости средств для заемщиков.

Санкции к должникам обретут размер

В парламенте озаботились ущемлением прав неплатежеспособных должников. Народный депутат Сергей Мищенко (внефракционный) зарегистрировал законопроект № 4425а, вносящий изменения в Гражданский кодекс, с предложением ввести ограничение размера санкций, которые в соответствии с договором применяются в отношении физического лица, просрочившего исполнение денежного обязательства.
Документ предлагает ограничить размер неустойки за просрочку выполнения денежного обязательства физлицом уровнем учетной ставки НБУ, действовавшей в период, за который оплачивается неустойка, от просроченной суммы. Пока еще Гражданским кодексом определено, что размер неустойки, даже установленный законом, может быть увеличен в договоре.

Автор законопроекта аргументирует свое предложение тем, что договорная ответственность за нарушение денежного обязательства не может быть безграничной, поскольку это противоречило бы общепризнанным принципам правового социального демократического государства и является несправедливым. «Уже сейчас законом установлено ограничение размера договорной ответственности за просрочку денежного обязательства субъектами хозяйствования. Но в законах отсутствуют нормы, которые бы ограничивали размер установленной договором ответственности за просрочку денежного обязательства физическим лицом. Мы имеем законодательный пробел, который должен быть быстрее ликвидирован для того, чтобы защитить людей от различных злоупотреблений и безмерных «аппетитов» кредиторов», – говорится в пояснительной записке.

Пеню урежут вдвое

Сейчас размер учетной ставки Нацбанка составляет 12,5% годовых. При этом в текущем году регулятор уже дважды повышал ее на 3 п.п. каждый раз. Обычно же размер неустойки, который банки применяют к своим должникам, составляет двойную учетную ставку.
Банкиры рассказывают, что обычно за невыполнение должником обязательств по своевременному обслуживанию задолженности кредитным договором предусмотрено применение или пени, или увеличение процентной ставки.

 «Возможна также конструкция, в которой определяется пеня, но не менее определенной заранее фиксированной суммы за каждый день просрочки. Размер пени может определяться на уровне двойной процентной ставки, действующей по договору, то есть выше предлагаемого. Бывает повышение процентной ставки по кредиту от 2 п.п. до 12 п.п. В общем, сама сумма и форма санкции зависит от сегмента клиентов, конструкции продукта и рисков, связанных с его функционированием», – говорит директор департамента кредитного риска Кредобанка Орест Кореновский.

Цена денег вырастет

Участники рынке пессимистично оценивают такую депутатскую инициативу. «Это негатив, так как внесет сумбур в судебную практику. Кроме того, если проводить аналогию с нормативными актами по юрлицам, то там ограничение на уровне двойной учетной ставки. Этот вариант более приемлем. Суды сейчас и так урезают взыскиваемые штрафные санкции. Вряд ли изменение облегчит жизнь заемщикам. Скорее всего, это повлечет повышение ставок по кредитам, так как банки будут вынуждены максимально компенсировать риски», – считает директор департамента взыскания задолженности в судебном порядке Банка «Финансы и Кредит» Олег Андриевский.

Банкиры недовольны сужением их прав и считают, что недобросовестные заемщики могут воспользоваться послаблением санкций. «Все последние законодательные инициативы парламентариев носили однобокий характер и нарушали существующий баланс прав и обязательств кредиторов и потребителей финансовых услуг, так как ни одна из предложенных новаций не улучшала положение кредиторов, а только возлагала на них дополнительные обязательства, – говорит начальник юридического управления ОТП Банка Олег Коробкин. – Такое положение дел приводит к значительному удорожанию стоимости банковских услуг, в том числе к повышению процентных ставок по кредитам и невозможности кредиторам эффективно и доступно предоставлять услуги потребителям, что в свою очередь не позволяет развиваться кредитованию, в том числе ипотечному, и приводит к значительному ухудшению дел в смежных с финансовым сектором отраслях».
Елена Губарь

East European Financial Group  

четверг, 7 августа 2014 г.

Что будет с украинскими банками до конца года?

Во втором полугодии число проблемных банков может увеличиться. Эксперты не ожидают волны «банкопада». В худшем случае, пополнится список тех учреждений, где работает временная администрация.
Для одних банков станет актуальным вопрос простого выживания, другим же придется решать проблемы с капиталом. Как банковской системе выстоять в таких условиях?
Украинские банки осознавали, что 2014 год будет очень непростым. Однако к такому масштабу потрясений банкиры были явно не готовы. 17 банков на данный момент находятся в состоянии ликвидации, а в 13 банках с начала года введена временная администрация. При этом ликвидность банковских учреждений продолжает падать. Например, за январь-июнь текущего года объем депозитов физлиц в банках сократился более чем на 5%, а депозитов бизнеса — на целых 7%. В абсолютном выражении, за полгода банки потеряли около 100 млрд гривен вкладов. Растет и доля проблемных кредитов: она достигла 9,9%, что сравнимо с показателем кризисного 2009 года. И все это на фоне курсовой нестабильности (за май-июль гривна по отношению к доллару девальвировала на 4,4%, с начала года — на 40%), ухудшения общей ситуации в экономике и падения доверия к банковской системе.
Причина всех бед, безусловно, видится в политическом кризисе и военном противостоянии на востоке страны.

«Геополитическая ситуация оказывает большое давление на банковский сектор, негативно отражаясь на экономике и перспективах ее восстановления, а также угрожая ростом убытков», — считает эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Мария Сальникова.
Помимо этого не стоит списывать со счетов влияние на банковские сектор аннексии Крыма. Ведь ранее на полуострове работало около 80 украинских банков, имевших там свыше 1000 филиалов и отделений. Теперь этого бизнеса у них нет.
В то же время, внутри банковской системы несколько лет назревал целый пласт проблем, которые сегодня полностью обнажились. Одна из ключевых — завышенные показатели капитализации банков. Причем ею грешили очень многие банки, показывая в отчетности «красивые» цифры, хотя запаса прочности в реальности не было. В итоге, еще вчера стабильный и даже успешный банк, столкнувшись с оттоком депозитов, уже завтра оказывался на пороге банкротства.

Чтобы выявить потенциально проблемные структуры, Национальный банк вместе с Международным валютным фондом начали стресс-тестирование 37 крупнейших банков. Предварительные данные, озвученные еще в июне, оказались неутешительными: нормативам соответствуют лишь 9 банков, остальные требуют докапитализации. Ее объем оценивается в 50 млрд гривен. К середине осени, когда будут объявлены окончательные результаты тестов, число нуждающихся с большой вероятностью возрастет.
«Введение новых нормативов НБУ по увеличению минимального уставного капитала с 120 млн до 500 млн гривен ставит под вопрос существование большинства банков IV группы, даже ведущих прибыльную деятельность», — отмечает директор инвестиционной компании FIBO Украина Сергей Поплавский.

Хотя первыми кандидатами на выдворение станут банки, которые злоупотребляют падкостью вкладчиков на шальной заработок, устанавливая чрезмерно высокую доходность депозитов, «пылесося» ресурсы. Жертвами такой стратегии уже оказалось не меньше десяти банков.
«Количество проблемных банков до конца года увеличится, и временная администрация, можно ожидать, будет введена еще в 13 банков», — предполагает начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.
Под ударом и банки с российским капиталом, что связано с общей политической ситуацией, и с санкциями, которым подвергаются банки на территории РФ со стороны мирового сообщества.

«А ухудшение качества кредитного портфеля может спровоцировать банки с европейскими корнями покинуть украинский рынок. Хотя в условиях низкого спроса на активы в принципе, крупных сделок по покупке банков в 2014 году ожидать вряд ли стоит», — говорит аналитик банковского сектора группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Михаил Демкив.
banki ua 2014-06
В то же время, некоторые аналитики уверены, что активность Нацбанка по выводу игроков с рынка снизится, и регулятор будет стараться изыскивать средства на поддержку проблемных банков, и их оздоровление. Хотя без потерь не обойтись.
«Регулятор не сможет оказать поддержку всем банковским организациям, требующим помощи, в связи с чем, по нашим оценкам, возможно сокращение их количества на 5-7% от текущих 174 банков, работающих в Украине», — прогнозирует Мария Сальникова.

Вопрос лишь в том, какое количество клиентов пострадает в результате такой чистки рынка. Ведь активы Фонда гарантирования вкладов физлиц составляют около 8,1 млрд гривен — это менее 1% всех привлеченных банками депозитов. Соответственно, даже разорение 20-30-го по объему активов банка способно опустошить фонд под «ноль».
«С оглядкой на это, больше всего шансов остаться целыми у банков с государственным участием, а также с западными инвестициями», — считает Сергей Поплавский.

Банки, переданные на ликвидацию в 2014 году*

Банк Дата отзыва
лицензии
Даниэль 15.04.2014
Брокбизнесбанк
10.06.2014
Форум 13.06.2014
Интербанк 23.07.2014
Захидинкомбанк
23.07.2014
Реал Банк 21.05.2014
Меркурий 12.06.2014
* согласно данным НБУ
Павел Костицын

East European Financial Group    

Что происходит с бизнесом нового руководства Украины

Нынешних обитателей Администрации президента отличает от всех предшественников то, что они начинают (а не заканчивают) работу на Банковой, уже будучи миллиардерами и мультимиллионерами.
Суммарное состояние президента, главы и замов его администрации приближается к $3 млрд. Предприниматели, успевшие сколотить многомиллионные состояния, пришли не только в Администрацию президента: они есть в Нацбанке, Кабмине, столичной мэрии.
Большой бизнес и большая политика неизбежно ведут к конфликту интересов. Чтобы этого не происходило, чиновники-мультимиллионеры пытаются дистанцироваться от бизнеса: продать, передать в управление и т.д.
ЛІГАБізнесІнформ выяснила, что высшие чиновники из числа предпринимателей сделали со своим бизнесом.

Петр Порошенко

У пятого президента Украины бизнес-интересы во многих отраслях: кондитерской - корпорация Roshen, сельском хозяйстве и пищевой промышленности (группа Агропродинвест), финансах (Международный инвестиционный банк), СМИ (5 канал), сфере услуг (спорткомплекс 5 элемент) и др.
По подсчетам Forbes, cуммарная стоимость всех активов Порошенко составляет $1,3 млрд. Львиная доля этой суммы приходится всего на одну компанию - кондитерский бизнес президента Корпорацию Roshen.
В комментарии ЛІГАБізнесІнформ пресс-секретарь корпорации Roshen Инна Петренко сообщила, что корпоративные права Roshen, принадлежащие президенту, переданы и управляются ПАО "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд "Прайм Эссетс Кэпитал".
В начале своей предвыборной кампании Порошенко пообещал в случае победы продать Roshen. Пока что покупателей не видно. "Конечно, сейчас очень неподходящее время для продажи, - говорит инвестбанкир из крупной компании. - Думаю, Порошенко будет тянуть время. Такая сделка может готовиться и год, и два". Сколько может стоить Roshen - читайте здесь.
В пресс-службе президента, мягко говоря, дали очень расплывчатый ответ на вопросы о том, на каком этапе находится продажа Roshen и когда можно ожидать завершения сделки: "Убеждены, что в ближайшее время интерес общественности относительно дальнейшей судьбы его бизнеса, в том числе по распоряжению активами в ПАО "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд" Прайм Эссетс Кэпитал ", будет удовлетворен

Борис Ложкин

Глава Администрации президента Борис Ложкин хорошо подготовился к работе чиновника. Если президенту только предстоит продать свой основной бизнес, то глава его Администрации уже перевернул эту страницу. В ноябре 2013-го Ложкин завершил продажу своего основного бизнеса - UMH Group (Украинского Медиа Холдинга). Покупателем крупнейшего медиахолдинга Украины был одиозный бизнесмен Сергей Курченко. По данным Forbes Украина, сумма сделки составила около $360 млн. Ложкину принадлежало более 50% акций UMH Group.
В 2013-м журнал Фокус оценил состояние Ложкина в $126,4 млн. Впрочем, глава Администрации сохранил интригу и не раскрыл, сколько в итоге он получил от продажи UMH. В декларации о доходах, которую он подал, возглавив Администрацию, эта информация не содержится. В комментарии к декларации юристы фирмы "Василь Кисиль и партнеры", которые вели сделку, написали, что средства от продажи UMH Group поступили в основанный Борисом Ложкиным фонд, а также другим акционерам компании. Название фонда, как и сумма его активов, не разглашаются.
Также Ложкин - совладелец крупнейшей украинской сети Люкс-Оптика, сети медицинских клиник Добробут, у него есть доля в нескольких киевских ресторанах. "Ложкин никогда не занимался операционным управлением этих активов, можно сказать, что он здесь финансовый инвестор", - рассказывает бывший сотрудник UMH, хорошо знакомый с ситуацие

Юрий Косюк

Первый заместитель главы Администрации президента Юрий Косюк намного богаче своего непосредственного руководителя - Бориса Ложкина. Он делит 6 и 7 место в рейтинге Forbes с начальником своего начальника: состояние Косюка такое же, как и у Петра Порошенко - $1,3 млрд. Косюк - основатель и основной владелец крупнейшего производителя куриного мяса - Мироновского хлебопродукта (МХП). В этой компании ему принадлежит 66% акций. Что-либо продавать в связи с переходом в Администрацию президента он не собирается. Согласно требованию законодательства, он уволился из компании.
В пресс-службе МХП сообщили, что на должности председателя правления ПАО "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка еще в начале июля сменил Юрий Мельник, ранее занимавший должность первого зама Косюка. Также в пресс-службе компании рассказали, что Юрий Косюк не намерен продавать свою долю активов.

Валерия Гонтарева

Инвестбанкир Валерия Гонтарева стала первой женщиной, возглавившей Национальный банк Украины.
Чтобы возглавить НБУ, Валерии Гонтаревой пришлось выполнить ряд требований. Семнадцатого июня она сложила с себя полномочия главы наблюдательного совета ПАО Банк Авангард, а накануне голосования в Верховной Раде покинула пост председателя совета директоров группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU), а также продала свою долю в группе.
"Валерии Алексеевне принадлежало 22,74% в ICU. Сделка была закрыта 16 июня 2014 года", - рассказал управляющий директор группы ICU Макар Пасенюк. Сумму сделки в компании не разглашают.
Акции Гонтаревой выкупили ее партнеры Макар Пасенюк и Константин Стеценко, а также менеджмент ICU. Главой инвестиционного совета группы ICU стал Макар Пасенюк. Пост главы наблюдательного совета банка Авангард занял Константин Стеценко.

Игорь Никонов

Основатель и владелец группы компаний "К.А.Н. Девелопмент" Игорь Никонов стал первым заместителем председателя КГГА и руководителем группы советников мэра Киева Виталия Кличко.
В сотне самых богатых украинцев, по версии журнала Фокус, Игорь Никонов находится на 94-м месте с состоянием в $111 млн.
В связи с кризисом бизнес Никонова переживает нелучшие времена: весной было заморожено строительство многофункционального комплекса (МФК) Respublika (жилые и общественные объекты), ввод в эксплуатацию торгово-развлекательного центра (ТРЦ) Respublika отложен на следующий год, строительство технопарка Bionic Hill заморожено. Большинство сотрудников компании попали под сокращение или отправлены в отпуск за свой счет.
Никонов уверяет, что, перейдя на госслужбу, забросил бизнес. "Все полномочия по управлению компанией я передал генеральному директору "К.А.Н. Девелопмент" Эмилю Соловьеву. Свои активы передал в управление компании. Собираюсь их продавать, но сегодня не самое лучшее время для этого. Если бы был 2012 год - уже давно бы продал, а сейчас продать что-либо - большая проблема", - говорит Никонов.

East European Financial Group   

воскресенье, 3 августа 2014 г.

Банкам не позволят обманывать розничных заемщиков

Депутаты озаботились незащищенностью заемщиков и решили урегулировать процедуру выдачи потребительских кредитов.
Они требуют от банков сообщать реальные ставки по розничным займам, а также придерживаться новых правил работы на этом рынке. Нарушителям грозят штрафы от 1 тыс. до 10 тыс. грн.


Кредитное ограничение

Группа депутатов-членов комитета по вопросам финансов и банковской деятельности подала в парламент законопроекты № 4390а-4391а, направленные на повышение защиты граждан, берущих потребительские кредиты. Законопроект «О потребительском кредитовании» регламентирует выдачу и обслуживание розничных займов. Банки будут обязаны сообщать потенциальным заемщикам размер эффективной процентной ставки и всех дополнительных платежей, а также проводить обязательную оценку их платежеспособности перед выдачей займа.
Эффективная процентная ставка должна быть указана и в рекламе потребительских кредитов. Депутаты предлагают запретить рекламировать кредиты «с нулевой ставкой», «беспроцентные» и кредиты «без справки о доходах». Если банк продвигает не фиксированную ставку по розничному займу, а плавающую, то Нацбанк должен будет утвердить методику расчета изменяемой процентной ставки.
При возникновении просрочки по потребительскому кредиту поступающие от заемщика деньги в первую очередь будут идти на погашение просроченной суммы кредита, потом – на плановое погашение тела кредита, а уже затем будут оплачены начисленные пени и штрафы. Сейчас банки зачисляют поступающие средства прежде всего на погашение пени и штрафов, что сохраняет «просрочку» по кредиту, а значит, позволяет банку продолжать начислять пени и штрафы клиенту.
Авторы законопроекта считают, что заемщики должны знать реальную стоимость взятых кредитов. «Практика раскрытия информации в Украине является ненадлежащей как в период до заключения договора, так и в течение всего срока его действия. В период до заключения договора информация часто не предоставляется в письменном виде, как это требуется», – говорится в пояснительной записке.

Денежные санкции

Если банки попытаются проигнорировать эти требования, к ним будут применяться санкции. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг» за отказ должностных лиц финансовых учреждений в предоставлении гражданам необходимой и достоверной информации о финансовой услуге накажет штрафом в размере 850-1700 грн. Если же после применения штрафа банк в течение года не приведет свою процедуру в соответствие с законом, штраф вырастет до 4250 грн.
Отказ предоставить проект договора о финансовой услуге, непроведение оценки платежеспособности, непредоставление оригинала договора или заключение договора не в письменной форме обойдется кредитору в 3,4-8,5 тыс. грн. Увеличение фиксированной ставки в одностороннем порядке или же увеличение плавающей ставки вне установленного в договоре срока будет стоить банку 5,1-10,2 тыс. грн.

Договорная справедливость

Стоит отметить, что депутаты не пытаются ограничить максимальный размер процентных ставок по потребительским кредитам, которые сейчас в несколько раз выше депозитных ставок. По данным компании «Простобанк Консалтинг», кредиты на товары сейчас стоят 34,9% годовых, займы наличными – 63,5%. Исследование потребительского кредитования в Украине, проведенное проектом USAID/FINREP, выявило существование кредитных программ с реальной ставкой в 135% годовых.
Впрочем, в законопроекте указано, что условия кредитного договора должны быть справедливыми по отношению к заемщику. Поэтому прописываются условия признания договоров недействительными: если для получения кредита нужно передать часть суммы займа в обеспечение или положить на депозит; если возможно изменение расходов по кредиту, кроме плавающей ставки; если условия изменения ставки дискриминационны; если кредитор может менять условия и цену кредита в одностороннем порядке; если ограничено право потребителя обратиться в суд.
Если НБУ выявит, что условия договоров с потребителями несправедливы, он потребует от кредитора изменить, исключить или прекратить применение несправедливых условий в течение 14 дней. В случае невыполнения требования банк получит иск о признании несправедливых условий недействительными.

Не смогут скрывать

В этом сегменте сейчас активно кредитуют всего два десятка банков, тогда как до последнего кризиса в нем присутствовало почти полсотни игроков. В условиях слабой активности банки редко используют недобросовестную конкуренцию. К тому же официально ни один банк не скажет, что использует практику скрытых платежей в своих кредитных продуктах. «Такие меры уже давно неактуальны. Мы никогда не рекламировали кредиты с нулевой ставкой», – говорят в ПриватБанке.
Банкиры сомневаются в возможности полностью избежать конфликтов со своими клиентами. «Сложно предположить, каким образом потребитель сможет доказать, что банк не ознакомил его полностью со всеми условиями кредитования, если кредитный договор был подписан, – удивлен заместитель председателя правления одного из банков. – Понятно, что нужно оценивать платежеспособность потенциального заемщика. Но в большинстве случаев проблемы с платежами возникают не из-за неправильной оценки, а из-за резкого ухудшения ситуации у заемщика – потери работы или уменьшения зарплаты. От таких рисков невозможно полностью застраховаться, и говорить, что банк неправильно оценил их, нельзя».
Елена Губарь, Финмайдан

East European Financial Group