понедельник, 27 февраля 2017 г.

Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений

Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы

1 марта 2017 года Институт права и последипломного образования Министерства юстиции Украины выпустит первых в истории независимой Украины частных исполнителей. Обучающие курсы по получению знаний в сфере принудительного исполнения судебных решений и решений иных органов власти стартовали 27 января. В число их первых слушателей вошли 210 человек.

Какими конкретно категориями дел по принудительному исполнению решений судов будут заниматься частные исполнители, в какой мере и по каким делам их услугами могут воспользоваться предприниматели, специально для Forbes рассказала адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Марина Сергеева.

Приступить к работе в качестве частных исполнителей смогут только те выпускники курсов, которые сдадут квалификационный экзамен. До практического внедрения реформы осталось совсем немного, потому нелишним будет напомнить отличия между государственными и частными исполнителями.

При каких именно условиях работа частных исполнителей, работающих за денежное вознаграждение и контролируемых лишь профильной ассоциацией, будет эффективной? Существует ли опасность увеличения фактов злоупотреблений как со стороны государственных, так и частных исполнителей и какие механизмы необходимо задействовать, чтобы максимально минимизировать такие риски?

До 1 января 2018 года ни один частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 6 и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте

Во-первых, немалая категория дел не будет подведомственной частным исполнителям и останется исключительно в ведении государственных исполнителей. Это, конечно же, все решения против государства и госорганов, НБУ, коммунальных предприятий, госкомпаний и компаний с долей государства в уставном капитале свыше 25%, а также юрлиц, получающих финансирование из государственного или местного бюджета. В категорию «запретных» для частных исполнителей дел попали также все решения, по которым взыскателем является государство или государственные органы, и все решения, предусматривающие совершение действий относительно имущества государственной либо коммунальной собственности.

Частные исполнители также не смогут исполнять:
  • решения о конфискации имущества;
  • решения о выселении и вселении физических лиц;
  • решения административных судов и Европейского суда по правам человека;
  • решения об изъятии и передаче ребенка, установлении свидания с ним или устранении препятствий в свидании с ребенком;
  • решения, по которым должниками являются дети или физические лица, которые признаны недееспособными, либо гражданская дееспособность которых ограничена;
  • решения, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещено согласно закону;
  • решения, исполнение которых отнесено этим законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения (к примеру, решения о взыскании денежных средств с государственных органов, государственного и местного бюджетов либо бюджетных учреждений исполняются органами, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств).

Во-вторых (и на это необходимо обратить особое внимание!), 21 декабря 2016 года в закон «Об исполнительном производстве» были внесены дополнительные ограничения для частных исполнителей. А именно: в течение своего первого года работы частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 20 и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Кроме того, до 1 января 2018 года ни один частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 6 и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Немалая категория дел не будет подведомственной частным исполнителям и останется исключительно в ведении государственных исполнителей

На указанные моменты обязательно необходимо обращать внимание при принятии решения о предъявлении исполнительного документа на принудительное исполнение. Ошибка определения подведомственности исполнения, а также незнание действующих ограничений могут повлечь за собой отказы в открытии исполнительных производств и, как следствие, потерю времени либо, что является в некоторых ситуациях более критичным, отчуждение должником своего имущества. В ряде случаев исполнение требует срочности и неотложности, поскольку даже небольшая потеря времени на стадии открытия исполнительного производства дает возможность должнику снять (перевести) денежные средства с банковских счетов и совершить отчуждение принадлежащего ему имущества.

Итак, является ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы в целом?

С момента, когда частные исполнители приступят к своим обязанностям, взыскатели будут иметь право самостоятельно выбирать, кому доверять исполнение своего решения. Не исключено, что многие из тех, кто имел негативный опыт исполнения в государственной исполнительной службе, сделают свой выбор в пользу частных исполнителей – в надежде на более быстрое исполнение решения, более комфортное и доступное взаимодействие с частным исполнителем.

Отправить комментарий