среда, 15 июля 2015 г.

Парламент защитит интересы кредиторов


Депутаты предлагают усилить защищенность кредиторов во время банкротства или санации их должников.

В парламент подан законопроект, который увеличивает права кредиторов, а также ликвидирует несколько популярных схем вывода имущества из-под залога. Баланс интересов сторон соблюдаться не будет – под лозунгом борьбы с мошенниками права банков расширяются за счет уменьшения прав заемщиков.


Конфликт вокруг долга

Группа депутатов подала в Раду законопроект № 2286а, разработанный с целью «восстановления доверия между заемщиками и кредиторами». Однако в реальности документ преследует цель расширить права банков и защитить их. Законопроект исправляет нынешнюю ситуацию, когда кредиторы должника, взявшие его имущество в обеспечение, имеют меньше прав, чем остальные кредиторы. И банки, которые выдают кредиты бизнесу под залог, не могут полноценно влиять на процесс санации/банкротства должника, как это делают другие кредиторы.

Как и сейчас, имущество банкрота, которое является залогом, не будет включаться в общую ликвидационную массу, а будет использоваться исключительно для удовлетворения требований конкретного кредитора. Но план санации сможет предусмотреть разделение кредиторов на категории в зависимости от вида требований, наличия или отсутствия обеспечения по долгам.

При продаже залогового имущества кредитор сможет определить его начальную стоимость и условия изменения цены. Если же такое имущество не будет продано с аукциона, то кредитор сможет сам выкупить его по самой низкой аукционной цене. И если стоимость имущества, выкупленного по самой низкой цене, окажется больше долга, банк-кредитор должен будет перечислить разницу ликвидатору для расчета с другими кредиторами. Процесс санации займет не больше года, в течение которого должник не сможет возбудить дело о своем банкротстве.

Первое право

Участники рынка положительно оценивают защиту прав обеспеченных кредиторов. «Норма о невключении залогового имущества в ликвидационную массу с точки зрения защиты интересов банков неплохая. Но нередко рыночная стоимость залога не покрывает задолженность», – считает председатель правления Коммерческого индустриального банка  Вадим Березовик. Поэтому банкиры прописали в законопроекте право встать в общую очередь кредиторов, если проданного залогового имущества окажется недостаточно для удовлетворения требований банка.

    Также банкиры хотят запретить проблемным должникам получать новые кредиты.

«Такие нормы должны работать комплексно: если заемщик – банкрот и банк может предъявить претензии только в объеме залога, то такой заемщик должен попадать в черный список, лишаясь возможности далее получать кредиты в других банках», – отмечают в ОТП Банке .

Защищенные залоги

    Сейчас недобросовестные заемщики пытаются уйти от ответственности с помощью перепланировки ипотечной недвижимости.

Это позволяет им «признать договора ипотеки недействительными для вывода предмета ипотеки из-под залога», поясняет главный юрисконсульт управления поддержки сети по возвращению проблемной задолженности клиентов розничного бизнеса Укрсоцбанка  Александр Голинский. Предложено, чтобы в случае реконструкции должником предмета ипотеки или самовольного строительства залог не терял своего статуса. «Это сократит временные затраты банков, так как процесс доказывания в подобных спорах занимает иногда годы», – поясняет директор департамента взыскания задолженности в судебном порядке банка «Финансы и Кредит » Олег Андриевский.


Не забыли авторы документа и о защите прав банков при более мелком кредитовании. При госрегистрации транспортных средств должно будет проверяться отсутствие обременения на автомобили. При выявлении обременения госрегистрация будет проводиться только с согласия кредитора. Это позволит ликвидировать схему продажи должником залога без согласия банка.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что усиление защиты прав кредиторов позволит банкам расформировать резервы, увеличить прибыль и, соответственно, заплатить в госбюджет до 20 млрд грн налога на прибыль. При этом законопроект подан как инициатива «восстановления доверия» заемщиков и кредиторов, правда, найти в законопроекте нормы, которые бы защищали или усиливали права должников, нам не удалось.


Упрощен порядок назначения жилищных субсидий

Постановлением Кабмина от 26 июня № 475 внесены изменения в порядок назначения жилищных субсидий. Министр соцполитики Павел Розенко сообщил, что постановление будет официально опубликовано 11 июля 2015 года.

Предусмотрен ряд упрощений для получения субсидии. В частности, в декларации теперь необходимо указывать только вид дохода. «То есть, гражданин просто от руки будет писать, что вид его дохода - пенсия, или стипендия, или заработная плата, и с указанием организации, где он эти доходы получает. Никаких цифр указывать не надо», - сообщил Павел Розенко, добавив, что теперь органы соцзащиты будут получать информацию непосредственно от ГФС и ПФУ. В связи с этим нововведением отменены штрафы за недостоверную информацию в документе на субсидию.

Кроме того, по словам Министра, предусмотрено для назначения жилищной субсидии не включать в совокупный доход граждан домохозяйства отдельные виды доходов: благотворительную помощь, одноразовую помощь, которая предоставляется правительством или органами местной власти. К примеру, это помощь на оздоровление, одноразовая материальная помощь инвалидам, денежное обеспечение участников АТО и т.п.
Также предоставлена возможность назначать субсидию по желанию граждан согласно доходов не за предыдущий календарный год, а за предыдущие 3 месяца, а для пенсионеров - за последний месяц.

Урегулирован вопрос определения дохода физлиц-предпринимателей - для плательщиков единого налога установлены минимальные доходы, которые будут учитываться в их декларации: для первой группы - 1 прожиточный минимум, для второй группы - 2 прожиточных минимума, для третьей группы - 3 прожиточных минимума.
В случае смерти собственника жилья изменениями предусмотрено назначение субсидий по решению комиссии одному из дееспособных лиц, которое на момент смерти собственника было в данном жилье зарегистрировано.

По словам Министра, также расширены права местных органов власти, местных комиссий принимать решения о предоставлении субсидий в спорных вопросах. При этом он призвал местные органы власти принимать решения в пользу людей.
Кроме того, предоставлено право управлениям соцзащиты устанавливать субсидии на состав лиц, которые указаны в декларации, в случае, если вовремя не поступила информация о составе зарегистрированных в жилых помещениях лицах.


Як моніторимуть своїх клієнтів нотаріуси, адвокати та юристи

Наказ Мін’юсту від 18.06.2015 № 999/5

З’явилося нове Положення про здійснення фінмоніторингу суб’єктами первинного фінансового моніторингу (далі — СПФМ), держрегулювання та нагляд за діяльністю яких здійснює Мін’юст, тобто:
- нотаріусами;   
- адвокатами, адвокатськими бюро та об’єднаннями;
- СГ, що надають юрпослуги (але не у межах трудових відносин).


Так СПФМ повинен на підставі поданих клієнтом (його представником) офіційних документів або їх засвідчених копій ідентифікувати та верифікувати останнього.

Документи мають бути дійсними на момент їх подання та включати всі необхідні ідентифікаційні дані. Копії документів, окрім нотаріально засвідчених, на підставі яких СПФМ ідентифікував клієнта (його представника), засвідчуються ним шляхом проставлення відповідної відмітки та скріплення підписом і печаткою (за наявності).

Ідентифікація/верифікація здійснюються до/або під час встановлення ділових відносин, вчинення правочинів, але до проведення фіноперації.
Операція може бути віднесена до такої, що підлягає фінмоніторингу, за аналізом:
  • правочину (належності учасників операції до юросіб/фізосіб, що пов’язані з тероризмом чи мають високий ризик; форми та способу розрахунку, предмету договору тощо);
  • суті та мети здійснення операції, у т. ч. з отриманням додаткових документів, відомостей та пояснень щодо неї;
  • відповідності фіноперацій, що проводяться клієнтом, наявній інформації про зміст його діяльності та фінансовий стан тощо.

вторник, 14 июля 2015 г.

Гадание на курс: какие события до конца года повлияют на поведение валюты


Курс валют в Украине
 
За последние несколько дней доллар США по отношению к украинской нацвалюте подорожал немногим больше, чем на гривну. В пятницу, 10 июля, торги на межбанке открылись в диапазоне 22,05-22,17 грн/$, в банках американскую валюту можно продать по 22,2 грн/$, а купить – по 23,7 грн/$. Согласно базовому сценарию инвесткомпании ICU, в конце 2015-го доллар будет доступен украинцам по 25 гривен, на конец 2016-го стоимость его вырастет до 32 гривен, и до 35 гривен – к концу 2017 года. 

Так как предугадывать движения валютного курса – неблагодарное дело, Forbes решил составить перечень событий, которые будут влиять на поведение пары гривна/доллар, и спросил у экономистов, на что прежде всего стоит обращать внимание украинцам. 

 

Погашение госдолга


До конца года Украине предстоит сделать пять платежей: 24 июля погасить еврооблигации на сумму $120 млн, 23 августа – $60 млн, 23 сентября нужно будет заплатить $500 млн, и 13 октября – на $600 млн. Также 20 декабря должно состояться погашение российского кредита на $3 млрд.

«До конца года главным фактором, определяющим курс [валют], будет реструктуризация внешнего долга Украины, продолжение программы МВФ и помощь западных партнеров. Главная проблема с курсом гривны – в неспособности украинской экономики самостоятельно генерировать приток валюты», – рассказал Forbes Дмитрий Крепак, председатель правления Кредобанка. 

Реструктуризация долгов даст Украине возможность снизить показатель отношения госдолга к ВВП, уменьшить расходы на его обслуживание, и тем самым освободить деньги на другие цели. Средства останутся в стране, и не будут автоматически направляться на оплату ее долгов, а поработают в экономике. 

Поскольку реструктуризация – это одно из требований МВФ, то итоги переговоров с кредиторами будут влиять на отношения с Фондом и, соответственно, отразятся на курсе валют. 

Также поскольку страна, которая переносит выплату долга, признает себя в некой мере неплатежеспособной и снижает свои объемы выплат, то в краткосрочном периоде может снизиться давление на курс гривны. 

Возможный техдефолт и его последствия


Эксперты говорят, что, скорее всего, Украина не будет выплачивать долг по евробондам в конце июля. Если же страна пропустит этот платеж, это приведет к необходимости объявления технического дефолта. Но экономисты уверены, что опасаться нечего: это обычная просрочка по платежу, которую, теоретически, можно при желании погасить. 

«То, что сегодня называют возможным дефолтом Украины, называется мораторием на выплаты долга, и на самом деле является инструментом давления на кредиторов», – отмечает Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. 

По мнению экспертов, на валютный курс оглашение моратория повлиять не должно. Дмитрий Боярчук, исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина», пояснил, что единственный фактор, который может повлиять на курс – это паника среди украинцев. Других причин для падения гривны на сегодня нет.

«Панические настроения уже присутствуют на наличном рынке, но безналичный рынок сильно зарегулирован. Возможны небольшие колебания курса в пределах 10-15%, обвала я не ожидаю», – добавляет Елена Белан. 

Темпы падения/роста импорта и экспорта


Согласно официальным данным Госкомстата, в январе-апреле, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, экспорт товаров из Украины снизился на 34,6% – до $12,496 млрд, импорт – на 37,1%, до $11,898 млрд. 

«Резкая девальвация гривны вполне ожидаемо привела к падению импорта, однако одной девальвации оказалось недостаточно, чтобы простимулировать экспорт – товарооборот упал не только в отношениях с Россией, но и с ЕС. Давление на курс гривны возникнет, если экспорт не восстановится, а импорт превысит экспорт, что вызовет дефицит валюты», – объясняет Станислав Дубко, генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства». 


Если же до конца года объемы экспорта превысят объемы импорта, то платежный баланс страны улучшится, поскольку валюты в страну будет «заходить» больше, нежели «уходить» – и это только укрепит гривну.  

«Нет иностранного производства в Украине – значит, нет конкурентного несырьевого экспорта и притока экспортной валюты. При этом остается значительная зависимость от импорта. Пока не заработают реформы, не начнется экономическое развитие, приток иностранных производственных инвесторов, говорить об укреплении или стабильности гривны рано», – подчеркивает Дмитрий Крепак.

Возможная эскалация военного конфликта на востоке


Финансисты считают, что обострение вооруженного противостояния на фоне разговоров о дефолте может создать ажиотажный спрос на валюту со стороны населения и «подтянуть» вверх курс доллара.

«Возможная эскалация конфликта повлияет отрицательно. Следует ожидать существенного роста спроса на инвалюту, и в то же время сокращения предложения из-за повысившихся рисков», – предупреждает Ярослав Жалило президент Центра антикризисных исследований.
По мнению казначея одного из крупных банков, гривна может упасть минимум на 10%.

 

Приватизация крупных госпредприятий


Украинское правительство уже до конца года планирует провести массовую приватизацию государственных предприятий. Министерство экономразвития и торговли Украины надеется получить в итоге 17 млрд гривен. По данным министерства, в Украине насчитывается 1833 действующих госпредприятий и 1500 предприятий, которые не работают или находятся в стадии ликвидации.

По условиям конкурса, приватизация проводится только за денежные средства, а поскольку большинство потенциальных покупателей – иностранные компании, это укрепит гривну. 
«Приватизация будет позитивом для валюты, так как приток иностранного капитала за продаваемые объекты пополнит валютные резервы, и покажет, что власть нацелена на оздоровление экономики путем зачастую непопулярных шагов», – уверен Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU.

Монетарная политика ФРС США  


ФРС США планировала уже в сентябре повысить свою учетную ставку. Этот шаг заинтересует спекулятивных инвесторов и заставит их скупать доллар, чем укрепит его курс. Однако подобное развитие событий самим США не очень выгодно, поскольку укрепление доллара бьет по объемам продаж американских экспортеров. 
Укрепление доллара на мировых рынках может привести к коррекции курса доллара и в Украине относительно гривны.

«Повышение учетной ставки может остановить тенденцию к девальвации доллара на мировом рынке. Теоретически это может несколько «просадить» гривну к доллару. Но на фоне остальных факторов это влияние вряд ли будет ощутимо», – уточнил Ярослав Жалило. 
По мнению опрошенных Forbes экспертов, повышение учетной ставки ФРС наиболее вероятно в начале следующего года.

 

Международные инвестиции


Объем прямых иностранных инвестиций, поступающих в Украину в виде акционерного капитала, на 1 апреля 2015-го составил $41,07 млрд, что на $4,65 млрд, или 10,2% меньше, чем на начало года.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в этом году планирует инвестировать около $1 млрд в Украину, в том числе в газовый сектор, при условии внедрения реальных реформ.


По информации Министерства финансов, в прошлом месяце компании из Швеции инвестировали в Украину $350 млн.
Всемирный банк на этот год запланировал выделить Украине на поддержку различных проектов $2 млрд.

«Приток валюты создаст предпосылки для укрепления курса гривны. Но учитывая, что Нацбанку необходимо наращивать резервы, существенная часть притока осядет в резервах НБУ, а курс вряд ли опустится ниже 20 грн/$. По крайней мере, в первое время, до тех пор, пока инвестиции не трансформируются в увеличение экспорта или существенное импортозамещение», – прогнозирует Белан.

Выплаты Фонда гарантирования вкладов


На 1 апреля текущего года, согласно данным ФГВ, сумма депозитов физлиц составила 415,1 млрд гривен. 

Самые крупные выплаты, которые проводил Фонд, по Надра Банку, VAB и «Дельте». По вкладам банка «Надра» уже выплачено 85% от общей суммы, VAB Банка – 92%.
Что касается Дельта Банка, то его вкладчикам Фонд намерен выплатить 90-95% от общей суммы до сентября. Общая сумма выплат по банку составила 13,1 млрд гривен. На сегодняшний день вкладчики Дельта Банка уже получили 3,4 млрд гривен.

Как ранее рассказал Forbes Александр Михайленко, финансовый аналитик компании «Альпари», повышенный спрос на валюту со стороны пострадавших вкладчиков может являться одной из ключевых причин роста курса доллара и евро на наличном рынке. И может рассматриваться как отличный индикатор отношения населения к перспективам валютного рынка.

«Получив гривну, многие вкладчики, и в первую очередь те, у кого депозиты были в валюте, предпочитают купить доллар или евро, чтобы обезопасить свои сбережения», – резюмирует Дмитрий Крепак. 

По словам Виталия Шапрана, главного финансового аналитика РА «Эксперт-Рейтинг», выплаты будут дестабилизировать валютный рынок, но несущественно – в пределах 5%.



«Никто не вложит деньги в Сомали»: что думает бизнес о конфликте в Мукачево


«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево
Могут ли вооруженные столкновения на Закарпатье ухудшить отношение инвесторов к Украине, которое и так хуже некуда
Перестрелка из тяжелого оружия, убитые и раненые, спешно поднятые по тревоге вооруженные силы – это не сводки из зоны антитеррористической операции на Донбассе, а описание событий в мирном до последнего времени закарпатском городке Мукачево. С 11 июля здесь развернулся конфликт между силовиками и представителями «Правого сектора», в ходе которого были убиты трое, а 11 человек получили ранения.

Причины столкновения, по версии ПС – борьба с контрабандными потоками табачных изделий, которые на Закарпатье контролирует нардеп Михаил Ланьо. Последний утверждает, что бойцы ПС пришли требовать у него денег на нужды организации, в частности – лечение раненых товарищей, однако переговоры зашли в тупик и закончились стрельбой.

Бойцы ПС, которые принимали участие в перестрелке, а затем удерживали оборону от силовиков, скорее всего, покинули место конфликта, предположил губернатор Закарпатья Василий Губаль. Таким образом вооруженная стадия конфликта, очевидно, завершилась, и перешла в юридическую. 13 июля генеральная прокуратура в связи с событиями в Закарпатье вызвала на допрос Михаила Ланьо и намерена допросить нардепа Виктора Балогу, который прошел в парламент от Закарпатской области, и чье влияние в регионе до последнего времени было близким к абсолютному.

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево


Фото: mukachevo.net
Если сам конфликт в Мукачево длился двое суток, то его последствия могут быть куда более долгосрочными. Перестрелка из гранатометов и погибшие на улицах украинского города, приграничного к ЕС – маркер, который работает против государства во всех возможных областях. Наиболее критические производные от вооруженного столкновения в Мукачево – страх инвесторов и отложенный на неопределенный срок безвизовый режим с ЕС.
Forbes опросил представителей политикума и бизнес-среды – есть ли основания для таких опасений.

Егор Фирсов, член комитета ВРУ по вопросам европейской интеграции

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Эпизод, который произошел в Мукачево, однозначно не на руку Украине. К нам и так были претензии относительно ненадлежащего  выполнения дорожной карты, но они касались технических вещей – несвоевременного введения биометрических паспортов и так далее. А вопросы территориальной целостности – это неприемлемая ситуация для безвизового режима.

Но, тем не менее, нет правил без исключений. Взгляните на Молдову – несмотря на то, что у них есть проблема Приднестровья, ЕС принял политическое решение о введении с ними безвизового режима. В ситуации с Мукачево, если мы докажем Европе, что этот инцидент был единственным, и мы дальше работаем над своими ошибками, добровольческие объединения легализируются, государство делает все, чтобы бойцы таких объединений чувствовали себя социально защищенными, – думаю, что проблем не будет.
Если  ситуация затянется или – еще хуже – повторится в других городах, конечно же, для Европы это будет громким звонком.

ЕС не захочет у себя видеть государство, подобное Сомали, где кто угодно может брать оружие и чинить расправы, не числясь ни в каких легальных вооруженных объединениях. Для Европы это будет весомый аргумент в пользу того, чтобы не давать нам в 2016 году безвизовый режим, которого мы все так долго ждем.

Александр Кардаков, глава набсовета «Октава Капитал»

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Сегодня из-за коррупции во всех эшелонах власти, включая «верхушку», инвестиционная привлекательность Украины абсолютно отсутствует. Если официальные лица Вашингтона обвиняют чиновников в коррупции, то ухудшить ситуацию уже ничто не сможет. Ситуация [конфликт в Мукачево] неоднозначна, центральные власти занимают [позицию] одной стороны, хотя, на мой взгляд, неправы обе. Это может
привести к расколу страны.

 

Игорь Петрашко, заместитель генерального директора агрохолдинга Ukrlandfarming

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Если конфликт будет продолжаться и не последует справедливого наказания виновных от всех сторон, он очень серьезно повлияет на инвестпривлекательность Украины. Однозначно это уже не локальные события – они получили глобальную огласку. На выходных я получил массу звонков от инвесторов, в том числе от тех, кто имеет влияние на Конгресс США. Все они очень обеспокоены происходящим в Мукачево.

Речь идет уже не только о привлечении инвестиций, но и о политической поддержке – это негативным образом скажется на готовности США и Европы помогать нам. Я считаю, что отношения с МВФ также могут ухудшиться, хотя сам Фонд по этому поводу пока не делал заявлений.
По поводу путей решения конфликта я в целом поддерживаю тезисы главы фракции БПП Юрия Луценко: необходимо устранить участников конфликта на местах с отстранением руководства региональных силовых структур, провести беспристрастное расследование причин столкновения под патронатом генпрокурора, начальника МВД и под контролем президента. В то же время незаконные формирования должны быть разоружены – нельзя, чтобы в городах стреляли из гранатометов. Такие шаги предприняли бы в любом цивилизованном обществе, например, в США или Европе, если бы там произошла схожая ситуация.

 

Юрий Товстенко, начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Конечно, столкновения в Мукачево способствуют ухудшению инвестиционного климата. Они показали, что даже далеко от Донбасса – у самых границ с ЕС! – возможны вооруженные конфликты.
Но если эта ситуация останется одиночной и не будет иметь продолжения – говорить о существенном влиянии на инвестклимат не придется.

 

 

 

Эрик Найман, управляющий партнер компании Capital Times

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Иностранные инвесторы теперь с еще большим опасением будут относиться к Украине. События в Мукачево вновь подняли вопросы значительного числа оружия и вооруженных людей в стране, неспособности центральной власти их контролировать и быть гарантами соблюдения законов, прав бизнеса и граждан.

Это, в первую очередь, политическое событие, а любая политическая нестабильность, угрожающая также способности властей держать под контролем вооруженных людей, ставит вопрос правового государства: кто теперь у власти – люди с оружием или все-таки лица, уполномоченные законом? Если будут такие вопросы, и на них не будет четкого ответа, никто не будет инвестировать [в Украину].
«Правый сектор» должен либо разоружиться, либо стать частью официальных правоохранительных органов. Он не может быть самостоятельной «бандистствующей» силой. Властям нужно решить этот вопрос.

Егор Перелыгин, начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево Любые конфликты внутри страны негативно влияют на настроения инвесторов. Если раньше их можно было убедить, что конфликт локализован на востоке Украины, то теперь они могут решить, что и на западе, на границе с Европой, никто не застрахован от подобных инцидентов.

 

 

 

 

Игорь Хсив, международный эксперт 

 

«Никто не вложит деньги в Сомали» – что думает бизнес о конфликте в Мукачево С точки зрения внешнеполитической ситуации конфликт в Мукачево, безусловно, печальное событие. Это может потенциально усложнить получение безвизового режима с ЕС. Но я бы не говорил, что дело в самом конфликте, а скорее, в способе, которым Украина решит его. Очевидно, что сама по себе ситуация не добавляет Украине рейтингов, но для нашей власти она может стать удобным предлогом для объяснения гражданам, почему во второй раз сорван безвизовый режим. «Правый сектор» будет в роли невестки, которая всегда во всем виновата.

Хотя причины на самом деле более глубокие и фундаментальные. На Рижском саммите исключительно по вине Украины было провалено соглашение о безвизовом режиме, поскольку власть не выполнила план из 15 пунктов по предоставлению этого статуса. На сегодняшний день полностью выполнены лишь 2 пункта, 8 выполнено частично, за остальные еще вовсе и не брались. Поэтому главная угроза не Мукачево, а политика украинской власти, сознательно направленная на тотальный саботаж этого плана действий, потому что его выполнение им крайне невыгодно. Это делалось и раньше, во время Рижского саммита, это продолжается и сейчас.


На конфликт в Мукачево ЕС вряд ли будет ссылаться, выстраивая отношения с Украиной. Пока это локальное событие, и только Венгрия приняла меры, а точнее, лишь объявила о том, что будет их принимать.

Сама по себе ситуация на западной границе намного больше угрожает срыву безвизового режима с ЕС, чем то, что происходит в Мукачево – тотальная преступная контрабанда, которой попустительствуют чиновники высшего эшелона. Киева. Вопрос не в местной власти западных регионов Украины, не в их правоохранителях и таможенниках, это лишь исполнители, мелкий инструмент. Все вопросы и причины исключительно в Киеве – в районе Печерских склонов.


Правила пересечения украинской границы с наличными средствами

Лето – пора отпусков. И хотя сегодняшние экономические реалии многим украинцам не позволяют выехать на отдых за пределы страны, некоторым нашим согражданам и гостям нашей страны этот материал может оказаться полезным.
Особенностях пересечения гражданами границы Украины с наличными средствами.

Вот одна реальная история: аэропорт «Борисполь». К одному из пассажиров, только что забравшему чемодан с транспортной ленты, идущему по «зеленому коридору», подходит сотрудник таможни и спрашивает, какую сумму денег ввозит в Украину пассажир. Тот в замешательстве достает из карманов некоторую сумму, пересчитывает купюры и общая сумма составляет 11 тысяч евро. После этого сотрудник таможни спрашивает, а заполнял ли пассажир декларацию перед тем, как пойти по «зеленому коридору», и услышав отрицательный ответ, просит пассажира пройти в помещение для проведение личного досмотра, чтобы составить протокол о нарушении таможенных правил. В помещении пассажиру возвращают 10000 евро, а оставшуюся тысячу временно изымают, аккуратно переписав номера и серии всех купюр. «Простая формальность,- говорит сотрудник таможни, - не Вы первый, не Вы последний, заплатите штраф и получите свои деньги назад после суда».

В аналогичной ситуации оказалась другая пассажирка, однако таможенники попросили ее предъявить наличность и декларацию при выезде из Украины. В итоге, также был составлен протокол, а часть средств в сумме, превышающей 10000 евро также были временно изъяты.
Ежедневно в подобной ситуации оказываются десятки людей, как въезжающих в Украину, так и выезжающих из нее и не только посредством авиатранспорта. Разберемся в причинах  возникновения такой ситуации.

Сразу скажем, что Таможенный кодекс Украины не устанавливает каких-либо  запретов или ограничений на суммы денежных средств, которые могут быть перемещены через границу Украины. Однако, обратим Ваше внимание на то, что статьи 371 и 374 Таможенного кодекса Украины, регламентирующие условия вывоза и ввоза, соответственно, гражданами товаров за пределы и на таможенную территорию Украины, указывают на то, что товары, суммарная фактурная стоимость которых превышает  эквивалент 10000 (десять тысяч) евро, подлежат письменному декларированию при вывозе  их гражданами за пределы таможенной территории Украины, а также при их ввозе в Украину.

Под товаром украинское таможенное законодательство понимает и денежные средства.
Итак, первая и главная рекомендация: перед пересечением границы Украины пересчитайте имеющиеся у Вас средства до того, как подъедите к пункту пересечения границы. Если сумма превышает 10 000 евро, обязательно заполните таможенную декларацию, образец которой можно найти здесь , после чего спокойно идите по «зеленому коридору» и таможенники будут Вам не страшны.  Нарушение же этого правила грозит Вам привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 1700 гривен, а в отдельных случаях и к конфискации той части валютных средств, которая превышает эквивалент 10000 евро, согласно 471 статьи Таможенного кодекса Украины.

Если же ситуация сложилась так, что Вы не заполнили таможенную декларацию и начали движение по «зеленому коридору», прерванное таможенником, Вам следует быть готовыми к следующему повороту событий.


Таможенники составят протокол о нарушении таможенных правил, «временно» изымут денежные средства, превышающие размер, о котором уже говорилось выше, дадут Вам возможность дать свои пояснения и попрощаются до суда.

Обилие судебных процессов по привлечению граждан к административной ответственности по статье 471 ТКУ за  нарушение порядка прохождения таможенного контроля в зонах (коридорах) упрощенного таможенного контроля говорит вовсе не о несознательности граждан, а об отсутствии достаточной информации в зоне таможенного контроля, в частности об условиях прохождения по «зеленому коридору» и необходимости декларирования сумм, превышающих эквивалент 10 000 евро. А поскольку количество дел не уменьшается, можно сделать вывод о незаинтересованности таможенной службы в информировании граждан.

Что касается судебной практики по такого рода делам, то однозначного мнения у судей нет. Часть судей в своих решениях, кроме наложения штрафа, настаивает на конфискации изъятых средств, часть, используя Европейскую Конвенцию «О защите прав и основных свобод человека», Протоколы 1, 2, 4, 7, 11 к ней, а также практику Европейского Суда по Правам Человека ограничиваются только штрафом в 1700 гривен, считая, что и такого наказания достаточно для перевоспитания правонарушителя. Кроме того, многое зависит от способности «нарушителя» доказать легальность источника происхождения денежных средств. Не стесняйтесь писать в акте все свои замечания по факту проведения личного досмотра и изъятия денежных средств. Это будет учтено в суде, при принятии решения.

В любом случае, при возникновении подобной ситуации, рекомендуем обращаться за помощью к специалистам (адвокаты, юристы), что значительно повысит Ваши шансы на возврат своих денег.

 

Дефолт во благо: что хорошего в гипотетической невыплате долгов Украины

В экспертной среде нет однозначного мнения на счет последствий возможного дефолта: одни пугают украинцев выдачей продуктов по талонам, другие – обнадеживают повышением пенсий и финансовой поддержкой бизнеса. Тем не менее, оптимистов больше. Что хорошего может принести возможный дефолт

Предыстория

Финансовые эксперты считают, что разговоры в правительстве о возможном дефолте – это послание кредиторам, к которому прибегают с целью реструктуризировать задолженность государства таким образом, чтобы Украина могла ее обслуживать. Мол, согласитесь на меньшую доходность, чтобы не пришлось терять весь вложенный капитал. При этом речь идет не о МВФ, и не о международных финансовых организациях, так как их средства придется возвращать в полном объеме и вовремя. Речь о средствах, предоставленных Украине частными кредиторами.

Долг Украины сегодня велик как никогда: 67,7 миллиардов долларов (по данным на 1.06.2015 г.), или 96,5% от ВВП за 2014 год. Чтобы понять, насколько эта цифра значительна, достаточно вспомнить экономическое правило: внешний долг страны не должен превышать 30% ВВП (существовать успешно с отступлением от этих правил могут лишь самые сильные государства мира). Частные кредиторы одолжили Украине 19 миллиардов долларов. И хотя переговоры с ними ведутся, неизвестно, чем это закончится.

Решающим днем будет 24 июля 2015 года – когда страна должна выплатить проценты по еврооблигациям, выпущенным в 2012 году на сумму 120 миллионов долларов.

Хуже некуда

Дефолт, как правило, возникает у тех стран, которые тратят больше, чем зарабатывают, и при этом переживают кризис, из-за которого не могут вернуть долг. Из-за того, что дефолт происходит в разгар сложного для страны периода, достаточно сложно определить, какие негативные последствия связаны с кризисом, а какие – с невыплатой государством долга.

Опыт других стран показывает, за дефолтом следует падение курса национальной валюты, ВВП, финансовый кризис (в том числе банковских), рост безработицы, бегство инвесторов и потеря международного рынка капитала в целом. Все это в течение последнего года украинцы пережили и без дефолта – в рамках кризиса, осложненного войной и потери части страны.

Это одна из причин, по которой эксперты считают: на украинских гражданах дефолт практически не отразится. Эта точка зрения выглядит очень убедительно. «Из основных рисков технического дефолта – ограничение доступа к внешним рынкам, а, соответственно, и наполнения госбюджета за счет внешних источников. Но учитывая, что в последнее время внешние рынки итак ограничены, для Украины – это не столь критично», - поясняет Сергей Волков, заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр.

Впервые сложности с доступом к рынкам появились в конце 2013 года, а с началом войны – и вовсе стали непреодолимыми. Сегодня эксперты считают, что возвращение страны к международным рынкам капитала невозможно ранее 2017 года. Для того, чтобы инвесторы пришли в страну, необходимо провести ряд реформ, существенно уменьшить уровень коррупции, снять большое количество ограничений для бизнеса и констатировать начало восстановления экономики.

Новые цели

В месте с этим, приостановление выплат долга дает возможность стране направить ресурсы на поддержание экономики и проведение реформ. «При дефолте будет сокращена нагрузка на бюджет, и есть шанс направить часть средств на решение социальных проблем: поднять пенсии, например. Можно часть средств направить на создание новых производств (желательно по производству товаров, которые сейчас поступают по импорту), создав в перспективе новые рабочие места и дополнительные поступления в бюджет и пенсионный фонд. Таким образом, народ немного успокоится и будет частично возвращено доверие к Правительству», - рекомендует Валентин Меняйло, советник председателя правления банка Конкорд.


Помимо этого, «освободившиеся» средства золотовалютных резервов государство может направить и на поддержание гривны. Это поможет погасить панику населения, если она возникнет из-за объявления дефолта, как предупреждают аналитики.

Но самое позитивное, по словам экспертов, то, что дефолт может помочь снизить долговое бремя страны. И речь здесь даже не о полном списании долга, а о частичных уступках кредиторов – в случае, если речь пойдет о техническом дефолте, когда страна временно не может исполнить условия займа, но в будущем сможет это сделать. «Существует распространенное мнение о том, что в тяжелой финансово-экономической ситуации, в которой находится наша страна, технический дефолт – не самый худший выход, а возможность для серьезных уступок со стороны международных кредиторов по смягчению условий погашения долга», - отмечает Сергей Волков.

Ложка пессимизма

Не все эксперты считают, что в случае дефолта ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию. Во мнению противников такой точки зрения, рассчитывать на то, что выплаты смогут улучшить кризисную ситуацию – напрасно. «Позитивных последствий при объявлении дефолта у рядовых украинцев не будет. Двигателем всех реформ в рыночной экономике являются финансы. В мировой практике именно международный капитал является двигателем основных реформ. Поэтому каждое государство заинтересованно в длинных и дешевых деньгах. А если будет недостаток финансовых ресурсов, то не будет развиваться бизнес, не будет роста ВВП, соответственно о каких плюсах тогда мы сможем говорить? Дефолт – это и теоретически, и практически плохо», - говорит Арсен Исмаилов, советник главы правления банка «Глобус».

И практически все эксперты – сторонники как отрицательного влияния дефолта на жизнь страны, так и положительного, – признают, что после невыплаты государственного долга страна может выходить из кризиса дольше, чем в случае, если избежит дефолта. «Плохих изменений не будет. Будет длительное отсутствие хороших изменений», - считают они.

Мнение

Валентин Меняйло, советник председателя правления банка Конкорд

На текущий момент Госдолг Украины составляет почти 1,5 трлн. грн.
При техническом дефолте, он сейчас фактически есть, Украина не выполняет условия займа, но может выполнить в будущем. Полноценный дефолт – полный отказ от возврата долгов.
У дефолта могут быть и негативные последствия для населения. Увеличится давление на гривну, так как, не будет помощи от МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и пр. Валюта будет поступать в страну только от экспорта продукции. В таком случае курс гривны к доллару может вырасти до 30 и выше грн./дол. НБУ может, конечно, заморозить курс. Но, исходя из положений «Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020», такой вариант маловероятен и курс все-таки будет расти.

Это будет на руку экспортерам, которые смогут поднять заработную плату на своих предприятиях, но снижение спроса на валюту может привести к отмене обязательной продажи и предприятия будут испытывать проблему с гривной для уплаты налогов, поэтому рост заработной платы маловероятен. Выезд за рубеж станет еще дороже, и количество загранпоездок уменьшится.

воскресенье, 12 июля 2015 г.

Анатолий Полотно и Федя Карманов - концерт "Поцелуй меня, удача!"

Концерт "Поцелуй меня, удача!" в Московском Государственном Театре Эстрады
21 марта 2012 года

Автор музыки и текстов - Анатолий Полотно
Эстрадно-симфонический оркестр РГСУ
Художественный руководитель - заслуженный деятель РФ Константин Костриков
Дирижер - заслуженный артист России Александр Зеленчук

Официальный сайт Анатолия Полотно: http://www.polotno.ru

Канал Анатолия Полотно и Феди Карманова на YouTube:
http://www.youtube.com/user/PolotnoKa...

Официальный Клуб Поклонников Анатолия Полотно и Феди Карманова в "Вконтакте": http://vk.com/club25560067

Страница Анатолия Полотно и Феди Карманова:
http://vk.com/polotno.karmanov



Зачем Яценюк затеял объединение нефтяных компаний


Нефтяное объединение
 
И чего ждать стране от создания ВИНК в нефтяной отрасли 
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк во вторник заявил, что необходимо создать вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК) на базе «Укрнафты», «Укртатнафты» и «Укртранснафты». 

Поскольку в каждой из этих компаний государство владеет пакетом акций (в последней 100%, а в «Укрнафте» и «Укртатнафте» – 50%+1 акция и 43% соответственно), необходимо провести переговоры с миноритарными акционерами и найти взаимоприемлемый вариант сотрудничества, чтобы полностью использовать потенциал нефтяной отрасли Украины, считает премьер.

Самыми влиятельными миноритарными акционерами во всех компаниях являются представители группы «Приват», и даже в государственной «Укртранснафте» менеджмент до сих пор подконтролен Игорю Коломойскому. О перспективах данной инициативы Forbes рассказал эксперт Дмитрий Марунич.

Арсений Яценюк в третий раз за последние 13 лет озвучил предложение о создании ВИНК на базе нефтяных активов Украины. Впервые оно прозвучало еще в 2002 году. Его инициатором был Олег Салмин, на тот момент председатель правления «Укрнафты». Кабинет министров Украины даже принял соответствующее постановление, но на этом все и закончилось. Причем на тот момент у государства была гораздо более выигрышная позиция: контроль над «Укрнафтой» был полный, и с татарскими акционерами «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ) у украинской власти было взаимопонимание.

Вертикально интегрированная компания предполагает в своем наличии цепочку «добыча – переработка – сбыт». «Укрнафта» добывала 4 млн тонн сырья в год, НПЗ мог переработать до 15 млн тонн, большим минусом в ситуации 2002 года было то, что у «Укрнафты» отсутствовали свои заправки. Стоит отметить, что именно после этого предложения Салмина сильно активизировалась группа «Приват», которая до этого была действительно миноритарным акционером. В течение нескольких лет группа получила полный контроль над «Укрнафтой» и «Укртатнафтой».

Ближе к концу 2000-х Игорь Коломойский выходил с предложениями и к президенту Виктору Ющенко, и к премьеру Виктору Януковичу о создании ВИНК. Тем более что удалось создать сеть АЗС в количестве около 700 заправок. Туда входили не только заправки под брендом «Укрнафта», но и «Авиас», и «Сентоза-Ойл».

А нынешнее предложение Яценюка выглядит тем более странным, так как присутствие государства во всех трех компаниях является формальным. Даже «Укртранснафта», на 100% государственная, операционно полностью контролируется менеджментом «Привата». Группа постоянно блокирует собрание акционеров, и как разрешится эта ситуация – пока непонятно. Так же непонятно, как пройдет акционерное собрание «Укрнафты», назначенное на 22 июля. Государство хочет поменять менеджмент, Игорь Коломойский сопротивляется.

Скорее всего, любые начинания премьер-министра будут заблокированы миноритарными акционерами, у которых остаются весьма серьезные рычаги давления и влияния на ситуацию. Это не только пакеты внутри компаний, но и западные суды. По всей видимости, снова всплывут иски на $5 млрд от группы офшорных компаний, анонсированные в апреле 2015 года. Я не знаю точно, как они  насчитали эти  $5 млрд, возможно, недополученная выгода за те годы, когда они были акционерами, а государство неэффективно управляло «Укрнафтой» и не давало им зарабатывать денег.

В то же время исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Пасишник уже заявил, что «Укрнафта» должна оплатить миллиардные задолженности по налогам и дивидендам, и отозвать все судебные претензии относительно стоимости газа, который компания поставляла в 2006-2011 годах населению по ценам, установленным госрегулятором. И тогда начнутся переговоры с миноритарными акционерами. Также он напомнил о наличии судебных споров по нарушению прав татарстанских акционеров в «Укртатнафте». Я не уверен, что миноритарные акционеры пойдут на переговоры при таких условиях.


С экономической точки зрения цепочка от добычи до сбыта дает возможность легче зарабатывать деньги. Все крупные транснациональные корпорации получают свою основную прибыль в рамках этой цепочки. Поэтому, теоретически, создание ВИНК должно быть выгодно всем акционерам, если найти компромисс. Но будут ли его искать? Последние тенденции и события вокруг этих компаний показывают, что вряд ли. Наоборот, обществу навязывается точка зрения, что Коломойский – враг, он захватил нефтяные компании, и его нужно оттуда как-то выдворить.

Хотя, с точки зрения «теории заговоров», если Яценюк призвал договариваться с Коломойским, это может быть очень хитрая и авантюрная попытка помочь «Привату» сохранить свое влияние на все эти структуры. Это всего лишь гипотеза, но… Положение Яценюка на политической арене достаточно шаткое, и в случае падения рейтингов он должен иметь какие-то группы влияния, чтобы опираться на их поддержку. Но вот как это сделать – большой вопрос.

Не секрет, что сегодня идет просто бойня между «Приватом» и группировкой Игоря Еремеева: она чуть затихла, но никуда не делась. А люди Еремеева имеют хороший выход на Администрацию президента. Поэтому любые события в нефтяной отрасли находятся под пристальным вниманием противоборствующей стороны, и всегда может быть обеспечено противодействие предложениям премьера.

В этой теме есть и другой аспект. Почему в этой ВИНК появилась «Укртранснафта»? Это транспортный субъект, причем качает он, в основном, российскую нефть на Запад. Ее включение в ВИНК полностью противоречит Третьему энергопакету ЕС, который подписала и Украина.

Вся суть Третьего энергопакета – полностью отделить монопольные виды деятельности от не монопольных. Сделать так, чтобы все лица, контролирующие трубопроводы или сети, неважно какие – газовые, электрические или нефтяные, никоим образом не были связаны с добытчиками и сбытовиками. Потому что они имеют потенциальную возможность влиять на политику сбытовиков или не пускать кого-то в трубу. Для этого и требуется разделение, ведь никто не будет строить параллельный трубопровод. А вот сбытовых компаний может быть сколько угодно.

Трубопроводы – это априори монопольный вид деятельности, и включать его в ВИНК – откровенная глупость с точки зрения заявленных реформ и коалиционного соглашения. Это противоречит всей логике энергетической реформы Евросоюза. Тем более на фоне процесса разделения НАК «Нафтогаз Украины» на добывающую, транспортирующую и сбытовую компании. Если Арсений Яценюк думает, что Третий энергопакет касается только газовой отрасли, он глубоко ошибается. Этот документ касается и газовой, и нефтяной, и электроэнергетической отрасли. Поэтому предложение Яценюка может породить множество претензий.

Западные кредиторы и Секретариат европейского энергосообщества не выдвигают требований к нашему нефтяному рынку, потому что по сути он давно и достаточно глубоко либерализован. Помимо «Укрнафты», есть и другие нефтедобывающие компании, есть другие нефтеперерабатывающие заводы, есть огромная сеть конкурирующих АЗС, международные нефтетрейдеры.

Создание каких бы то ни было ВИНК не приветствуется Европой еще и потому, что во всей этой цепочке – от добычи до реализации – очень легко спрятать прибыль. Можно сделать так, что, допустим, НПЗ будет не прибыльным, и даже АЗС можно сделать не прибыльными. Вот поэтому, в том числе, и приняли Третий энергопакет.

Есть еще один момент, который могут оценить только отраслевые экономисты. Сегодня «Укрнафта» добывает меньше 3 млн тонн в год, причем с падением цен на нефть ее экономические показатели резко снизились. При этом «Укртатнафта» может перерабатывать более 10 млн тонн, ей украинской нефти явно мало. Какой смысл при таких показателях создавать ВИНК? Может, сначала какой-то бизнес-план разработать, доказать его целесообразность, а потом озвучивать такие политические скользкие предложения о создании государственной нефтяной  ВИНК?



Дмитрий Марунич
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий





Как понять действия НБУ


Как понять действия НБУ
Оправданы ли действия банковского регулятора с точки зрения современной финансовой теории  

За последние полтора года банковская система столкнулась с серьезными вызовами. Борьба с инфляцией, коррупцией и девальвацией, поиск методов осуществления «трансфера рисков», контроль «балансового взаимодействия» банков в Украине и битва за ликвидность в системе запомнятся навсегда в экономической истории Украины. 

Ситуация осложнялась уникальностью ситуации в стране и необходимостью искать собственный антикризисный рецепт. Было много правильных решений, и много ошибок. Но главный результат – началась динамичная эволюция Национального банка Украины.

В 1873 году знаменитый экономист и философ Уолтер Бэджет вывел основополагающий принцип искусства центрального банковского дела во время финансового кризиса в своем эпохальном труде «Ломбардная улица: описание денежного рынка»: «свободно кредитуй по высоким ставкам под хорошие залоги». Этот принцип служил основной мантрой для регуляторов следующие два века, и самое главное – этот принцип привел к позиционированию института центрального банка как «кредитора последней инстанции».

С появлением «правила Тейлора» (определяет, насколько необходимо изменить процентную ставку в случае изменения показателей ВВП, инфляции и т.д.), политики «инфляционного таргетирования» и других инструментов монетарной политики, искусство центрального банковского дела пережило сильнейшие метаморфозы – перейдя от роли некого независимого арбитра в банковской системе к роли управляющей невидимой руки экономики и финансовой инфраструктуры.

Сегодня можно идентифицировать три основные роли центрального банка.
Первая – это кредитор последней инстанции. Вторая – регуляторная (и надзор). Третья роль – монетарная политика в области стабилизации макроэкономической среды. Роль центрального банка стала первичной, и дальнейший экономический рост (а значит, и прогресс) зависит напрямую от эффективности работы института в этих трех направлениях.

Украинские реалии – борьба с инфляцией


Для Украины 2014 и 2015 годы оказались рекордно турбулентными. В мае 2015 года индекс роста потребительских цен (CPI) в Украине составил 58,4%. И это даже ниже апрельского CPI в 60,9%.
Прогнозы МВФ по падению ВВП в 2015 году были пересмотрены в июне 2015-го с -5,5% до -9,0%, а инфляционные ожидания закрепились на уровне 46% в 2015 году. Одновременно взлетела на рекордные уровни доходность по украинским бондам (а номинальные цены просто просели).

Макроэкономические показатели оказались в игре против украинского государства, доступ на внешние рынки капитала перекрыли тяжелые переговоры с внешними кредиторами. Без дополнительных гарантийных инструментов Украине привлечь капитал стало практически невозможным. Навалившиеся проблемы бюджета и искривленного платежного баланса не способствовали аккумулированию твердой валюты в резервах государства, и только «вымывали своей эрозией» последнее оставшееся доверие из финансовой системы страны.

Учитывая прыжок стоимости «услуг ЖКХ» в апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 188,2%, рост цен на еду и напитки в 61%, а на топливо и масла – на 41%, у Национального банка Украины не оставалась других вариантов, кроме как прибегнуть к двум слегка «украинизированным» версиям западных инструментов монетарной политики. Этими двумя инструментами оказались «правило Тейлора» и «инфляционное таргетирование».

Основной принцип двух этих инструментов заключался в борьбе с инфляцией при помощи связывания денежной массы и повышения учетной ставки регулятора. Нужно понимать, что в период января – марта этого года рынок охватили панические настроения, и большинство лиц на рынке (как физических, так и юридических) искало свое спасение в иностранной валюте.


С помощью борьбы с валютным черным рынком и введением административных мер НБУ смог остановить панику по отношению к украинской валюте. Дальше украинское население активно начало вкладывать деньги в самые разные товары – начиная от бытовой техники и заканчивая бензином. Можно это считать неким «хеджированием». Население хотело защитить свою покупательную способность, но таким образом оно только стимулировало ускорение роста инфляции. Наводнение рынка ликвидностью в стиле «количественного смягчения» ФРС США вопрос бы не решило, что отчетливо показал НБУ периода Степана Кубива.

Действия нынешнего НБУ сыграли свою роль в торможении «кредитной экспансии» в системе и одновременно сделали рефинанс дорогим инструментом. Как результат, появились первые признаки дефицита национальной валюты – и ситуация начала выравниваться. У населения снова появилась потребность в гривне – а значит, и некое доверие на подсознательном уровне (важный психологический момент).

Конечно, к самой системе доверие восстановить было гораздо тяжелее, ведь регулятор параллельно выводил злостных нарушителей с рынка в так называемой процедуре «чистки», и многие украинские граждане теряли свои сбережения в процессе. Но – шокотерапия была нужна рынку.

Можно много спорить насчет того, правильно ли действовал НБУ. Ведь борясь с инфляцией, он сократил объем ликвидности на рынке и остановил кредитование. Но надо помнить, что рынок работал против государства в тот момент, и нужны были кардинальные действия со стороны регулятора. К сожалению, все делалось с определенным опозданием, но сейчас уже можно сказать, что более страшных последствий удалось избежать.

Сегодняшнюю ситуацию можно резюмировать таким образом: инфляция является одним из самых опасных врагов финансовой системы Украины и ее экономики в целом. Отечественному банковскому регулятору придется и дальше балансировать по лезвию бритвы – от сжатия системы (фактор «дисциплины») до ее экспансии (фактор «эластичности»), обеспечивая именно жизнедеятельность самой системы, а не ее отдельных игроков.

И следующим ключевым challenge для НБУ будет построение эффективной системы наполнения рынка ликвидностью и правильными инструментами «трансфера рисков», когда придет время запустить экономический рост нашей страны и ее бизнес-циклы.


Егор Перелыгин
начальник отдела стратегического 
планирования UniCredit Bank