четверг, 19 июня 2014 г.

Соглашение об ассоциации: инструкция по применению


Фото Shutterstock
Если соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС будет подписано 27 июня, это станет одним из самых важных событий в истории Украины за последние годы. Текст договора занимает около 500 страниц – и это без дополнений. В нем идет речь о более чем 300 европейских законах, которые украинская сторона обязуется принять. Я бы не советовал браться за работу сразу над всеми из них. Необходимо понимать, какие действия обязательны к исполнению, и работа в каких сферах является приоритетной.
 
Промышленность. 

В первую очередь украинским компаниям нужно воспользоваться возможностью экспорта промышленных товаров в Европу, которую дает соглашение о ЗСТ. ЕС уже отменил 94,7% тарифов на импорт промышленной продукции. Но перед тем как приступить, собственно, к поставкам, украинские компании должны привести свою продукцию в соответствие с европейскими стандартами. Не надо ждать, пока эту работу сделает государство – никто не мешает частным производителям самостоятельно адаптировать продукцию к европейским требованиям качества.

Ситуация частично осложняется тем, что предыдущая власть заметно преувеличивала негативные последствия перехода на евростандарты – и в первую очередь для промышленности. После провала на Вильнюсском саммите чиновники высказывались о том, что ЗСТ с ЕС может уничтожить отрасли, которые связаны прочными экономическими узами с Россией. На самом же деле даже когда европейские стандарты будут приняты в Украине, предприятия останутся вольны выбирать, куда экспортировать и по каким стандартам. Военно-промышленному комплексу переход на европейские требования качества абсолютно точно не повредит.

Также подписание соглашения не скажется на такой важной для Украины отрасли, как производство железнодорожных вагонов (по оценкам Инвестиционной вагонной компании, 85% украинского экспорта этой продукции приходится на Россию и Казахстан. – Forbes). Железнодорожные вагоны – один из 17 товаров, на которые евростандарты не будут распространяться после подписания соглашения. Спешить с переходом на них Украине также нет необходимости. Сроки имплементации требований к качеству в договоре не указаны.
 
Энергоресурсы.  

По соотношению количества потребляемой энергии к единице ВВП Украина является одной из наиболее энергетически неэффективных стран Европы. Особенно это касается таких энергоемких отраслей, как металлургия. Метпредприятия в значительной мере дотируются государством, что негативно сказывается на устойчивости экономики. То же самое касается и потребления домохозяйствами. Отсталость в вопросе энерегоэффективности приводит к большой зависимости от цен на энергоресурсы. Внедрение энергоэффективных технологий – одно из важных условий соглашения. И дело не в том, чего хочет Брюссель. Это нужно в первую очередь самой Украине.
Проблемы энергетического сектора Украины часто рассматриваются через призму газовых отношений с Россией. Пора идти на компромиссы и заканчивать затянувшиеся переговоры о стоимости голубого топлива. Несколько дней назад Путин добродушно предложил Украине дисконт в $100 на цену в $469 за 1 куб. м газа. Это будет не совсем справедливо, поскольку Германия импортирует российский газ по $350/куб. м. Судя по всему, в большом контракте с Китаем фигурирует та же цена. Поэтому перенесите цену на газ из сферы политических интересов [в сферу экономических]. Настаивайте на назначении для себя той же цены, что и для Германии, за вычетом транзитных расходов.
 
Агропромышленный комплекс. 

Аграрии громче всех жаловались на катастрофические последствия подписания соглашения для отрасли. Действительно, имплементация этих регуляторных норм приведет к увеличению расходов аграриев и может стать бременем для них. Но в тексте соглашения нет условия, что каждая маленькая ферма в Украине должна будет подчиниться установленным в Европе правилам. Главное, чтобы эти стандарты приняли предприятия, которые экспортируют свою продукцию в ЕС.
Работать по всем европейским правилам украинских сельхозпроизводителей пока никто не заставляет. По условиям соглашения Украина принимает только некоторые технические стандарты в АПК. Чтобы войти в зону свободной торговли с ЕС, соседняя Молдова берет на себя значительно больше обязательств в агросекторе.
Рынок банковских услуг. Украина обязуется принять более 70 европейских законов, которые регулируют деятельность финучреждений. Переход на стандарты ЕС позволит любому украинскому банку работать на европейском рынке наравне с местными игроками. Тем не менее, принятие слишком жесткого регулирования может стать препятствием для развития банковского сектора в Украине. Я советую регулятору провести диалог с руководителями крупнейших коммерческих банков относительно того, насколько они готовы к принятию евростандартов. Возможно, лучше будет внедрять их не сразу, а постепенно, на протяжении оговоренного времени.
 
Госрегулирование.  

Текст соглашения предполагает, что Украина будет следовать правилам ЕС в сфере конкуренции. Жесткий контроль рынка, направленный на создание равных условий для каждого из игроков, должен стать одним из главных принципов регуляторной политики. Украинский бюджет не может позволить себе большие дотации отдельным игрокам. Это не прихоть Брюсселя, а необходимая мера для устойчивости и будущего Украины.
Я хочу подчеркнуть, что множество положений соглашения имеют рекомендательный характер – это примеры европейского законодательства, декларация добрых намерений, предложение «учиться друг у друга». Не все из них обязательны к выполнению.
Некоторые сферы я бы выделил как неприоритетные, регуляторные изменения работы которых можно отложить на потом. Это рынок труда, защита прав потребителей, международные морские перевозки, а также общественное здравоохранение. Адаптация европейской правовой практики в этих направлениях усовершенствует правовую систему страны, но я бы советовал возвращаться к ним лишь время от времени. На первых порах Украина не должна тратить время на задачи не первостепенной важности.

http://fr.ill.in.ua/img/authors/334/81.jpg Майкл Эмерсон  

ведущий эксперт Центра европейских политических исследований

 East European Financial Group  


Комментариев нет: