пятница, 4 декабря 2015 г.

Фразированный бизнес: доступные франшизы и их финансирование в Украине


 

Prosto бизнес по франшизе имеет много преимуществ для начинающих предпринимателей по сравнению со стартапом. 

 

О том, что представляют собой отношения франчайзер-франчайзи, как получить кредит на развитие бизнеса в банке, а также об условиях наиболее успешных в Украине франшиз с капиталовложениями до 50 тысяч евро, говорили на Международном форуме по франчайзингу FHI 2013, – рассказывает и показывает в картинках Prostobiz.ua


 

Немного статистики

Согласно данным Федерации Франчайзинга в Украине, количество заявленных франшиз в 2013 году составило почти 300, из них всего 50 соответствуют международным стандартам. Для сравнения: во Франции оно составляет 1658, в Турции – 1888, в Китае – 4000 франшиз. На сегодняшний день франчайзинговый бизнес в Украине представлен 6000 заявленных торговых точек, из которых полноценно работают лишь 3000. Интересен тот факт, что из общего количества франшиз, только 20% являются национальными, тогда как остальные 80% – иностранного происхождения. Такую статистику озвучил вице-президент Федерации, Александр Ногачевский.


Портрет идеального франчайзи: не вы ли это?

Международные компании с осторожностью выбирают себе партнеров в Украине. Наш рынок считается одним из самых сложных, по причине недостатка юридического регулирования и особой ментальности предпринимателей.


На инфографике 2 отобразим суть отношений франчайзер-франчайзи, а также этапы построения франчайзингового бизнеса (составлено на основе доклада Жильбера Меллинже, члена коллегии Федерации Франчайзинга Франции):

 


Успешные франшизы на украинском рынке: Что? Где? Почем?


Предлагаем читателям сравнить некоторые известные на украинском рынке франчайзинговые предложения самой нижней ценовой категории в разных сферах деятельности. По данным компании «Простобанк Консалтинг» на 24 декабря 2013 года:

ДОСТУПНЫЕ ФРАНШИЗЫ В УКРАИНЕ
Торговая марка франчайзерауслугаЦена франшизы, евро, тыс. евроИнвестиции, евро, тыс. евроРоялтиРекламный взносСредний срок окупаемости по мнению франчайзера, месяцы
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
Пицца ЧелентаноРесторанный бизнесОт 6 до 15До 1501,5 % от оборота33,3%36
ФорнеттиМини-пекарня
-
От 2,5
-
-
3 – 8
Виденские булочкиКафе-пекарняДоговорная20 – 1802 – 3 % от оборота1,5%12-18
ТОРГОВЛЯ
VIANORШинный сервисДо 0,5От 23До 500 евро-12-36
Наш крайсупермаркет-От 15,51,5% от объема продаж-От 12
GlossaryорганикаОт 1,5От 1,52% от объема продаж-От 3
Rianaбижутерия-От 6,2--1 - 6
IDS AquaServiceДоставка воды1 - 3От 136% от объема закупленной воды-24
FragrantcoffeeПродажа кофе-От 5,5Договорная сумма-От 6
УСЛУГИ
HelenDoronАнглийский для детей5,5 – 6,383,5 - 414% в квартал10% о стоимости франшизы, 1 раз в год12-18
SAEMIKИвент1,5От 1,58% от валового оборота ежемесячно2,5% от валового оборота ежемесячноДо 12
Сеть агентств Сонататуризм1,2От 0,7880 – 160 евро-От 6

По словам Жильбера Меллинже, успешное развитие франчайзинга во Франции было бы невозможным без активного сотрудничества с банковской системой. Большинство финучреждений имеют отделы, занимающиеся вопросами финансирования такой модели бизнеса, ведь она демонстрирует высокие показатели прибыльности при сравнительно низком уровне рисков (благодаря внедрению «knowhow»-технологий и уже сформированной ценности бренда).

В связи с такой статистикой Prostobiz.ua поинтересовался в представителей украинских банков, насколько они активно занимаются вопросами финансирования франчайзингового бизнеса, на каких условиях выдают займы.


Мнение

 

Марина Худякова, начальник отдела региональной поддержки малого и среднего бизнеса Банка Кипра 

В целом, на рынке банковских услуг Украины представлены единичные целевые программы финансирования франчайзинга. Основной причиной низкой активности финансовых учреждений в данном направлении являются те же факторы, которые сдерживают банки от кредитования стартап-проектов, а именно – повышенные риски невозврата кредитных средств. 

Использование франшизы, безусловно, повышает шансы на успешность проекта, так как бизнес-модель неоднократно опробована на практике. Но если у франчайзи не было ранее опыта ведения бизнеса, то даже с детально расписанным бизнес-планом он может не выйти на рентабельную деятельность.

Банки, которые придерживаются консервативной кредитной политики, в основном, финансируют проекты стартапов только в том случае, если заемщик имеет действующий бизнес, рентабельность которого позволяет погашать запрашиваемый кредит.

Валерий Поврезнюк, директор центра структурированного финансирования и кредитования УкрСиббанка 

На сегодняшний момент во многих банках приоритетами в кредитовании бизнеса являются:
а) международные компании – их дочерние организации в Украине;
б) средние и крупные компании аграрного сектора;
с) украинские компании, работающие в других секторах, с безупречной деловой репутацией и стабильными финансовыми показателями.

Кредитные продукты, которые предлагает рынок – это, в основном, краткосрочное транзакционное/структурированное финансирование, индивидуально подбираемое в соответствии с бизнес-потребностями каждого клиента. Отдельно выделить программы кредитования франчайзингового бизнеса сложно, большое внимание уделяется анализу отношений заемщики – их контрагенты/партнеры по бизнесу.

Алексей Манзя, директор департамента корпоративного бизнеса банка «Хрещатик »

Специализированные кредитные продукты для франчайзингового бизнеса декларирует очень ограниченное число банков в Украине. Кредитование предпринимателя -франчайзи имеет существенно более низкий уровень риска, что показывает европейская практика.

В целом, разработка специализированного кредитного продукта, в том числе и для франчайзингового бизнеса, является достаточно затратной , а отрицательная динамика бизнеса ставит под угрозу существование всей сети. В связи с этим , банки , которые кредитуют франчайзи, работая только с аккредитованным бизнесом, с которым и разрабатывают совместные программы для молодых предпринимателей. В основном , в обеспечение кредитных обязательств заемщика, берется только закупаемое оборудование, хотя банк может потребовать и дополнительные гарантии. Кроме того , кредит можно использовать для оплаты так называемого «паушального » (единоразового ) взноса. В настоящее время таких программ на рынке мало.

С другой стороны , учитывая международный опыт , а также тот факт , что во время кризиса франчайзинговый бизнес был одним из наиболее платежеспособных, можно ожидать его дальнейшего развития. Вопрос о создании банками специализированных кредитных программ будет зависеть от объемов данного рынка.

Сергей Шейка, заместитель директора департамента клиентов малого и среднего бизнеса Кредобанка 

На сегодня большинство банков кредитуют проекты стартап, в том числе, по франшизе, исключительно под залог имущественных прав на вклад, размещенный в финучреждении. На сегодня по программе «Партнерство-Франчайзинг» в Украине кредитует только один банк, обязательным условием займов в этом случае является аккредитация банком компании-франчайзера.

Поскольку уровень риска кредитования стартап-проектов остается высоким, банки требуют ликвидный залог, например, депозит. Оценка стоимости, а особенно , репутации бренда - достаточно субъективный фактор. 

Это и деловая активность франчайзера, и опыт работы на рынке, и стоимость товарного знака, а также та поддержка, которую он может обеспечить своему франчайзи (обучение, льготные условия сотрудничества, аренда оборудования и т.д.). Поскольку в Украине не разработана система оценки таких нематериальных активов, как репутация, на данный момент ее не могут взять в качестве обеспечения по кредиту.

Отправить комментарий