среда, 28 октября 2015 г.

От топ-менеджера до бизнесмена: путь ценой в десятки тысяч долларов


От топ-менеджера до бизнесмена: путь ценой в десятки тысяч долларов
Как, создавая компанию, не попасть в плен своей команды  

Сегодня соучредитель R&D‑студии решений для b2b‑­­рынка Trade Hub Евгений Саранцов практически полностью избавился от долгов. Бывший руководитель департамента развития группы компаний по производству хлебобулочных изделий «Хлебодар» сумел найти средство, чтобы излечиться от синдрома топ‑менеджера и стать бизнесменом. Но прежде он закрыл три из четырех бизнес‑проектов. Приобретение ценного опыта обошлось бизнесмену в десятки тысяч долларов, выброшенных на ветер. «Работать топ‑менеджером  – это роскошь, за которую платишь свободой»,  – убежден Саранцов.

Опыт, сын ошибок трудных

 
В «Хлебодаре» Саранцов успешно внедрял крупные и дорогие проекты, а результаты могли удвоить прибыль компании. Например, построение одного только высокотехнологичного контакт‑центра по приему заявок позволило увеличить EBITDA на 30%. Ежедневно приходилось обрабатывать до 4000 заявок, и от качества этого процесса напрямую зависели финансовые показатели. «Когда в 2012 году я принял решение стать предпринимателем и создать собственный бизнес, я рассчитывал на свой опыт топ‑менеджера»,  – вспоминает Саранцов. Впоследствии эта уверенность сыграла с ним злую шутку.

На волне достигнутых успехов в качестве наемного сотрудника предприниматель начал бизнес с открытия офиса в столичном двухэтажном здании на Большой Житомирской в районе Пейзажной аллеи. Привычки топ‑менеджера заставляли отдавать дань образу, а не вести прагматичные расчеты. Штат вновь образованной продуктовой IT‑компании DiTCom включал трех топ‑менеджеров, двух программистов, команду поддержки клиентов из пяти человек, бухгалтера и юриста. Предполагалось, что одновременно будет идти работа над четырьмя проектами: сервисом по визуализации данных, биржей социальных постов, сервисом микрокредитования под залог зарплаты и b2b‑платформой закупок онлайн (zakupki‑online.com).


Впоследствии только zakupki‑online стали действительно успешным проектом. В конце 2014 года проект приобрел за 10 млн гривен один из самых больших торговых онлайн‑центров prom.ua (входит в польскую Allegro Group из состава концерна Naspers), Саранцов остался в числе акционеров. Однако удачной сделке предшествовал очень сложный период: остальные три проекта оказались провальными, и выручка составляла примерно пятую часть от общей суммы затрат на аренду офиса в историческом центре Киева и зарплат сотрудников.

Сервис визуализации данных не стал успешным, так как компании боялись выкладывать управленческую отчетность в интернет. Биржа постов в социальных сетях развеяла миф о том, что они могут быть хорошей рекламой. Микрокредитование не вытянули, поскольку не удалось найти банк‑партнер и на его основе развернуть платформу.


«В тот момент я начал жертвовать своим комфортом и личными средствами, чтобы оплачивать работу компании,  – рассказывает Саранцов.  – Я не мог себе позволить облажаться, тогда для меня это было слишком важно». Так предприниматель попал в плен своей команды и остался с крупными долгами. Ключевой топ‑менеджер ушел работать к конкуренту, позже менеджер поддержки передал конкурентам всю базу клиентов. В результате пришлось потерять еще 70% выручки, предоставляя скидки для удержания клиентов.



Прозрение и перезагрузка

 
По прошествии двух лет Саранцов многое переосмыслил. «Высокий деловой риск  – это когда твои постоянные затраты составляют 80% всех затрат. И как только твоя выручка падает хотя бы на 10%, ты остаешься без штанов»,  – объясняет предприниматель.
Наряду с затратами к деловому риску также следует относить обязательства, за срыв которых можно получить штрафные санкции, негативный настрой в команде, сорванные сроки, потерю клиентов и ресурсов.


Сейчас Саранцов уверен, что одной из самых важных целей на стадии запуска компании является точка безубыточности  – вreak‑еven рoint. Именно по этой причине в новой компании Trade Hub весь деловой риск он делит со своим партнером Витой Кравчук, а все простые функции стремится передавать на фриланс.

Роскошный офис на Большой Житомирской для Trade Hub заменили сервисом компании Regus  – она предоставляет услуги виртуальных офисов и приема звонков. Поддержку проекта выполняет компания WinTRADE по модели аутсорсинга. По признанию Саранцова, она единственная согласилась разделить с ним деловой риск в случае, если не будут выполняться основные показатели.


Николай Палиенко, соучредитель и генеральный директор prom.ua, которая приобрела один из четырех проектов Саранцова, согласен с тем, что многие неключевые для бизнеса процессы целесообразно отдавать на аутсорсинг. По его мнению, с этим рано или поздно сталкивается любой бизнес.


«Нанимать людей мы станем только тогда, когда будем точно понимать, сколько нам нужно месяцев, чтобы дойти до точки безубыточности,  – говорит соучредитель Trade Hub.  – И это должен быть забег на короткую дистанцию, а не прогулка по парку с огромными рисками в руках».


Несмотря на сочетание в новой модели бизнеса Trade Hub аутсорсинга и работы на фрилансе, сам Саранцов считает, что оба направления еще слабо развиты в Украине. Услуги аутсорсинга обходятся дороже по сравнению с наймом персонала и зачастую только увеличивают деловой риск. «На мои вопросы «Что будет, если вы не выполните план?», «Сможет ли чек стать меньше на 30%?» я практически не получал ответа»,  – жалуется предприниматель. Чтобы минимизировать риск, Палиенко рекомендует постоянно мониторить качество процессов и иметь четко прописанные SLA с подрядчиками. Другое дело, что часто для бизнеса сложно выделить ключевые процессы, и в этом как раз и состоит управленческое искусство.

В свое время соучредитель и генеральный директор DevRain Solutions Александр Краковецкий тоже делал сравнение рисков для бизнеса при передаче части функций на аутсорсинг. Он применим на этапе быстрого роста, но заставить незнакомых между собой людей в разных частях мира действовать в качестве слаженной команды очень сложно. Оптимальными по соотношению между ценой, качеством и рисками Краковецкий все же считает студии или крупные аутсорсинговые и аутстаффинговые компании. Они могут обеспечить ротацию сотрудников при реализации комплексных проектов.



Опасная ловушка

 
Ошибки на этапе становления DiTCom обходились Саранцову примерно в $25 000 в месяц. Все потому, что опыт работы в большой компании, как правило, губителен для предпринимательства, полагает он. В бизнесе действуют другие законы: когда работаешь топ‑менеджером, больше думаешь о макро­экономике и практически не зависишь от микроэкономики. В своем бизнесе каждая ошибка ощущается очень болезненно.

В итоге Саранцов осознал, что капитализм по своей сути безжалостная и циничная вещь. Теперь он так напутствует начинающих коллег по цеху: «Общественный договор с командой  – этот тот договор, который ты берешь на себя как лидер и автор проекта. Вы практически становитесь родственниками, в трудные минуты тебе говорят: «Ничего, мы все понимаем, мы можем потерпеть и не получать всю зарплату, потому что верим в тебя!» Вот никогда, слышите, никогда не попадайте в эту ловушку! Приходится предпринимать сверхусилия в надежде спасти «мертвую лошадь» и делать еще больше ошибок, продолжая тянуть ее дальше».



Отправить комментарий