четверг, 20 июля 2017 г.

"Проснетесь и узнаете, что компания продает бомбы сепаратистам". Как в Украине создают врагов народа



«Вести» разобрались, как работает бизнес по навешиванию ярлыков. Против мишеней используют фейковые аккаунты и админресурс, а наблюдателей бьют по страхам и патриотизму

Бизнес на навешивании ярлыков становится все доходнее и востребованнее. С результатами работы пиарщиков и технологов украинцы в повседневной жизни сталкиваются каждый день, «случайно» выясняя, что тот или иной продукт, например, вражеский, а другой — идеальный. Это же касается и бизнесменов, политиков, лидеров мнений. Как говорят эксперты, на травлю жертвы тратят десятки тысяч долларов или же привлекают мощный государственный админресурс. «Вести» разобрались, как работает этот бизнес и кто за ним стоит.


Технологии травли

По словам опрошенных «Вестями» экспертов, стоимость кампании зависит от того, кто этим занимается. «Девочка-секретарь может что-то сказать, и это не будет ничего стоить, а если работают «столпы» пиара, там бюджеты стартуют от $10 тыс.», — рассказал нам специалист по конфликтному PR Захар Чистяков.

Для того чтобы придумать, как создать кому-то негативный образ, нередко применяют методологию под названием «игротехника». «Собирают фокус-группу из разных слоев населения. Их на несколько суток погружают в совершенно другую обстановку — людям меняют имена, а партиям — названия. Когда они вживаются, то начинают жить искусственным миром, генерируя новые месседжи и смыслы. А полученные результаты потом переводят в реальность, получая новые названия, лозунги, идеи, шаблоны», — говорит Захар Чистяков.

Если же нужен быстрый эффект, то его можно достичь за считанные часы. «Нормальный политтехнолог может придумать схему за 30 минут — и за два часа будет первый результат. Вы проснетесь и узнаете, что условная компания «А» продает ядерные бомбы сепаратистам на Донбассе. А чтобы завершить кампанию, нужны сутки. Свежий пример: сейчас разворачивается кампания против одного из предприятий, которое якобы поставляет мороженое в Крым. При этом опираются на непонятное фото в твиттере. Параллельно к этому уже подключаются правые. И это в пик сезона, когда мороженое востребованно. Это очевидная заказуха», — рассказывает «Вестям» политолог Руслан Бортник.

Еще один метод — обвинять кого-то в непрофессионализме. «Когда хотят уничтожить конкурента, первое, что делают, обвиняют в непрофессионализме. Так произошло с газетой «Вести» и Радио Вести. Но это самый качественный продукт, который существует в столице и один из самых успешных в стране. В непрофессионализме журналистов упрекнуть нельзя, — рассуждает политтехнолог Аннэ Быкова. — Поэтому в ход пошел черный пиар, с помощью которого пытаются всячески запятнать репутацию. Ни для кого не секрет, что такая кампания организовывается с помощью проплаченных фейсбук-экспертов — за один пост в соцсети они могут получить от 1000 грн, платят и за перепост записи — от 500 грн. Подготовка, как правило, происходит довольно быстро — хватает придумать какой-то информационный повод, причем он может быть абсолютно фейковым и разместить его может вымышленная личность, которая зарегистрирована в соцсетях под чужим именем. А потом лидеры мнений начинают на нее ссылаться, снимая с себя любую ответственность».

Ярлыки и страхи

Эксперты говорят, что классические способы влиять на общественное мнение с помощью вбрасывания результатов различных соцопросов (вроде «Доверие к политику А упало на 20%, а в к политику Б — выросло на 30%») уже не срабатывают.

Очень часто при навешивании ярлыков бьют по страхам людей. «Я наблюдал за разборками между двумя сетями заправок. Креативщики одной сделали «любительский» видеоролик — на заправке зимой купили «незамерзайку», побрызгали на стекло, а она замерзла. «Невзначай» показали лого заправки и забросили видео в Сеть. Видео по большому счету ничего не доказывает, но у широкой аудитории появляется ощущение, что «незамерзайка» плохая и заправляться там не нужно. Тут бьют по страху о безопасности», — говорит Чистяков.

По его мнению, этот же прием был использован и против «Вестей». «Боятся люди Клименко — значит, надо сказать, что газета «Вести» принадлежит Клименко. Хотя до того все были уверены, что «Вести» принадлежат Медведчуку, потом — Курченко. Понятно, что все СМИ как-то финансируются, но шаблон по «Вестям» сформирован, и все ему следуют», — говорит Чистяков.

Он обращает внимание, что в 2004 году самым большим бандитом считался Ринат Ахметов. «Но он красиво выстроил свою кампанию, взял ребят из Киево-Могилянки, открыл Школу журналистики, и за какой-то период все забыли, что он «бандит».

Этот ярлык скинули на Фирташа, но он тоже выкрутился. Просто сейчас Петр Порошенко решил подмять под себя вообще все медиапространство, вот поэтому СМИ и страдают — помимо вас можно вспомнить ситуацию с Игорем Гужвой, с «Интером», — продолжает Чистяков.

Впасть в одночасье в немилость могут не только бизнес-структуры, но и отдельные общественники. К примеру, так произошло с главой Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным, на которого стали откровенно нападать весной этого года. «Эту кампанию против нас организовывают топ-чиновники — нет ни единого обоснованного факта коррупционных действий, так как мы не получаем бюджетных денег. Эти слухи распространяет лоббистская компания за деньги Мартыненко или Порошенко — мы еще выясняем. Эта травля идет уже несколько месяцев — обвинения все проплаченные, даже блог на Fox News разгоняют боты. Те предложения, касающиеся нас, слово в слово списаны из материалов лоббистской компании», — сказал «Вестям» Виталий Шабунин.

Бортник тоже считает, что на Шабунина ополчились из-за его конфликта с властью. «Шабунин является оппонентом власти. Он далеко не святой, но он ей противостоит. Поэтому там вопрос измеряется не деньгами, а ресурсами. Но если бы он был оппонентом какой-то финансово-промышленной группы, то такого уровня кампания потянула бы на $20–30 тыс. С «Яндекс. Такси» тоже есть оппонирование власти, но такого уровня кампания тянет на $10–15 тыс.», — подсчитывает Руслан Бортник.

Бьют по патриотизму

В других случаях эксплуатируют патриотические чувства. «Я наблюдал за кампанией против одной из торговых сетей, которую обвиняли в том, что она якобы работает в Крыму и в ОРДЛО под другими вывесками. А торговая сеть обвиняла противников, что основатель их бизнеса имеет уголовное прошлое, а потому его нужно закрыть. Как такого повода, кроме бизнес-конфликта, не было, поэтому в травлю вкладывались большие деньги именно в размещение в СМИ, поскольку заложенные в нее идеи не стоили ничего», — говорит Захар Чистяков.

А против мэра Львова Андрея Садового, по мнению политолога Андрея Золотарева, запустили госаппарат. «Чисто коммерческими приемами накачать мнение против него было нереально. Поэтому включился государственный механизм, когда тема стала накачиваться — мусорная катастрофа, трагедия, плюс административные действия, которые позволяли держать горячей эту тему (когда разом отказались принимать полигоны в других городах)», — говорит Андрей Золотарев.

Показателен и другой случай — с участием Петра Порошенко в презентации книги об АТО «14 друзей хунты», которую две недели назад провели в пиццерии «Ветерано» в Киеве. Часть общественности, до того восторгавшаяся солдатским бизнесом, с такой же легкостью бросилась обливать его грязью, мол, «продались Администрации президента». По словам основателя пиццерии Леонида Остальцева, такая реакция была прогнозируема.

«До этого у нас завтракали глава МИД Великобритании Борис Джонсон и Виталий Кличко. Так что когда мне сообщили, что на презентации книги будет президент, я не особо раздумывал, сказал, пусть приходит. Понятно, что нравится это не всем, и любое мероприятие с его участием стает поводом высказать свое недовольство. Так произошло с нами. А «волну» негатива первыми пустили боты, неизвестно откуда пришедшие на страницу «Ветерано» в фейсбуке. Но их было не больше 10%», — рассказал «Вестям» Леонид Остальцев.

Кампания «под ключ» — $10 тыс.

Создать образ врага недостаточно, говорят специалисты. Важно вовремя поддерживать ярлык в «живом» состоянии. «Очень часто работают по-тупому: платят деньги за размещение информации в СМИ. Как только начинается замалчивание, скидывают еще денежку за размещение», — продолжает Чистяков. По его словам, в среднем цена на размещение новости на сайтах СМИ стартует от $50 до нескольких тысяч, также обращаются к экспертам или лидерам мнений с просьбой разместить у себя на фейсбуке какую-то информацию — это стоит $100–500. «Как по мне, «идеальная» сумма для раскрутки какой-то темы — $10 тыс. При этом обыватель и не поймет, что им манипулируют», — заключает Чистяков.

Инфографика:


_________________________________
EEFGroup
Восточно-Европейская Финансовая Группа
кредит, инвестиции, лизинг

Комментариев нет: