понедельник, 25 мая 2015 г.

Украина прощается с демократией

Более года страна ожидает реформ, и одна из самых ожидаемых – реформа МВД. Правозащитники, активная общественность и специалисты предлагали и горячо обсуждали ключевые моменты реформы – децентрализация, открытость, подотчетность общественности. Были предложены на обсуждение несколько законопроектов от разных инициативных групп. И вот в четверг, 21 мая, Верховная Рада рассматривает законопроект N2822 «О Национальной полиции». Этот документ – очередной на тему реформирования МВД в соавторстве Яценюка – Авакова – Згуладзе.

Открывая его, хотелось увидеть, как реализовались заявленные самим же руководством МВД принципы и идеи реформирования. К сожалению, даже неглубокий анализ данного документа приводит к выводу, что в нем нет никаких реформ. Он не только не позволяет надеяться на достижение целей и реализацию мечты гражданского общества – сделать полицию защитником гражданина, но, напротив, его имплементация приведет к противоположным результатам.

Беглое знакомство с законопроектом N2822 приводит к заключению, что власть не хочет децентрализации. Нет даже намека на нее. В документе не упоминаются ни региональный, ни муниципальный уровни, без которых не может быть перераспределения полномочий и этой самой децентрализации. В статье 15 (полномочия министра) прямо заложены старые советские нормы: «утверждает планы работы» и «принимает решения о распределении бюджетных средств».

«Открытость» и «подотчетность» в документе озвучены, но и только. Фактически, никакой отчетности перед местной громадой нет. Не прописаны механизмы. Популистская фраза о гражданском контроле тут же перечеркнута «обязательным составом комиссии»: трое от полиции, два представителя общественности. Говоря языком футбольных фанатов, со счетом 3:2 всегда будут побеждать «менты».

Идем дальше. В действующем пока еще законе «О милиции» есть такое: «В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий. При выполнении служебных обязанностей сотрудники милиции независимы от влияния политических партий и других гражданских объединений». В проекте, как и в реальной жизни, об эту норму вытерли ноги. Чтобы не мешала строить светлое оруэлловское будущее?

Революционно новым в этом документе является, пожалуй, использование слова «однострій». Видимо, позаимствованное у англосаксов слово «униформа» показалось законодателю чересчур не патриотичным.



Появление этого законопроекта приобретает зловещий оттенок. Не так давно Яценюк и Аваков вынесли на рассмотрение другой документ: «Проект Закона об органах внутренних дел» N2561. Правозащитники о нем сказали просто: рождается монстр. В подчинение министерства МВД должны войти полиция, пограничная служба, миграционная служба, служба чрезвычайных ситуаций и Национальная гвардия. Заметьте, все это – военизированные и военные формирования.

Какая связь между этими законопроектами и в чем признаки угрозы? Опыт показывает, что ничего не происходит просто так. Особенно в политике. «Политический момент» сегодня примерно такой – группа «Народный фронт» растеряла остатки доверия и вряд ли имеет политическое будущее. В связи с обвинениями в масштабной коррупции и конфликтом с остальными политическими силами, будущее конкретных людей из этой группы вне политики выглядит уж очень непрезентабельно. Один из возможных сценариев остаться у власти – удержать ее силой. Что для этого нужно?

Моделируем ситуацию: принимаются оба закона и дальнейшее реформирование замораживается. Что там недавно сказала Эка Згуладзе? Что-то типа: «Реформы будут идти еще 10 лет. Это непрерывный процесс». И мы получаем вертикально интегрированную, жестко централизованную структуру. Какие еще условия необходимо выполнить? Нужно убрать контроль. То есть, реформировать прокуратуру по-настоящему, как и обещали избирателю. Прокуратура лишится функции следствия и надзора, сконцентрируется на государственном обвинении, и МВД лишится своего партнера-контролера.

Кто останется после этого на «силовом поле»? Кто сможет противостоять новому монстру? Коррумпированное СБУ? Армия? «Укрощать» МВД с помощью армии, это все равно, что убирать заусеницу бензопилой. Такие вещи называются «чрезвычайная ситуация», «военное положение» и «гражданская война».

Принятие 21 мая депутатами Аваковского законопроекта N2822 вполне вероятно будет означать прощание с демократией. И с Петром Алексеевичем Порошенко, заодно.

East European Financial Group


Отправить комментарий