воскресенье, 3 мая 2015 г.

В ВР появился закон, позволяющий отбирать жилье у должников по кредитам

Проект о признания физлиц банкротами больше ориентирован на защиту интересов банков-кредиторов, считают юристы. Зарегистрированный в Верховной Раде законопроект, призванный урегулировать процедуру признания граждан банкротами, имеет ряд "белых пятен" и направлен скорее на реструктуризацию долгов и защиту интересов банков-кредиторов, а не на списание просроченных долгов по кредитам. К такому выводу пришли специалисты юридической компании Prove Group, проанализировав текст документа.

Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования процедуры банкротства физического лица, в том числе по обязательствам, связанным с ведением предпринимательской деятельности, за №2714 был зарегистрирован 23 апреля 2015 года народными депутатами Денисом Дзензерским (Народный фронт) и Сергеем Рыбалкой (Радикальная партия).
Инициатива появилась в связи с тем, что действующий Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" не содержит механизма банкротства обычных физических лиц. В частности, депутаты предлагают установить, что банкротство физического лица - это признание неплатежеспособности гражданина в отношении кредиторов.

По словам управляющего партнера Prove Group Владислава Кочкарова, банкротство граждан довольно популярно во многих государствах Европы и США.
"Отсутствие в Украине соответствующего закона относительно физических лиц только усугубляет ситуацию с задолженностью по кредитам. Особенно это касается валютных долгов, которые в силу не зависящих от украинских заемщиков обстоятельств превратились для многих в неподъемную ношу", - рассказал он.
Проект №2714 прописывает процедуры на всех этапах банкротства физических лиц по всем обязательствам. Проектом установлена возможность применения к физическим лицам процедуры банкротства, похожей на применяемую к юридическим лицам: с использованием арбитражных управляющих, созывом собрания кредиторов, утверждением реестра кредиторов, реструктуризацией долгов, продажей имущества должника, заключением мирового соглашения.

"Инициатива хорошая, однако есть несколько нюансов, на которые законодателю необходимо обратить внимание", - говорят в Prove Group.
По их словам, открытым и социально важным вопросом остается проблема по взысканию задолженности с банкрота-физлица за счет жилья. Действующий сейчас мораторий, который запрещает банкам продавать квартиры должников, распространяется только на валютные кредиты. Таким образом, физлица, признанные банкротами, могут лишиться своего жилья.
"Есть и другие нюансы в законопроекте. Например, чтобы у должников не было искушения сначала продать свое имущество, а потом пойти на банкротство, предлагается установить, что все сделки, которые были совершены с имуществом такого человека за последние 3 месяца перед банкротством, могут признаваться недействительными.


С другой стороны, это путь к мошенничеству. Например, гражданин продает свою квартиру за 30 тысяч долларов, а по документам договаривается с покупателем оформить продажу за 15-20 тысяч. Потом продавца признают банкротом, а эту сделку недействительной, в результате чего, покупатель обязан вернуть квартиру, а продавец - деньги. В лучшем случае такому покупателю вернут только официальную часть", - прокомментировал Кочкаров.
Другой проблемой для физического лица является то, что заявление о признании его банкротом может быть подано в хозяйственный суд. Однако хозяйственные суды находятся только в областных центрах, и на протяжении процедуры банкротства физическое лицо вынуждено будет нести дополнительные расходы как финансовые, так и временные, на то, чтобы туда ездить.

"Если проект будет принят в редакции, которая установлен сейчас, то, к сожалению, многим заемщикам новый законопроект не дает возможности избавиться от долгов по кредитам, поскольку проект больше направлен на реструктуризацию долгов и на защиту интересов банков-кредиторов, а не на списание просроченных долгов по кредитам", - резюмировал Кочкаров.

Law company Prove Group (LCPG) - юридическая компания, специализирующаяся на налоговом и таможенном праве (административные и судебные процедуры), защите бизнес-интересов при общении с контролирующими органами, защите интересов клиента в хозяйственных и гражданских дискуссиях, защите должностных лиц предприятия в рамках уголовного производства, сопровождении хозяйственной деятельности и составлении договоров, подготовке и сопровождении законодательных актов, в том числе в ВРУ. Управляющий партнер – заслуженный юрист Украины Владислав Кочкаров.

East European Financial Group
 

Комментариев нет: